Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Немецкая историческая школа



Для немецкой исторической школы, включая ее предшественника Фредерика Листа (1789-1846) характерна оппозиция школе классической политической экономии. В сущности, эта школа утверждала тезис об уникальности национальных экономик и отрицала существование единых экономических законов. Утверждалось, что результативность экономические результаты зависит не только от экономических факторов, но также от многих других, включая «человеческий фактор» (сейчас принято говорить - от факторов социальной среды). Чаще всего представителями этой школы упоминаются: национальные особенности и традиции, своеобразие исторического развития нации, ее менталитет, факторы исторической случайности, географические условия страны. Историческая школа стала протестом против абстракций классической политэкономии, в которой человек превратился во второстепенную деталь, своего рода рациональную акциденцию. Она отразила возросшее сознание роли, которую играет национальная культура в развитии человечества, создала предпосылки возникновения институционального направления в экономической теории. В своем развитии историческая школа прошла три этапа: старую (В. Рошер, Б. Гильдебранд, К. Книс), новую (Г. Шмоллер, К. Бюхер) и новейшую (В. Зомбарт, М. Вебер). Русский экономист Н.Д. Кондратьев отмечал, что немецкие авторы опираются на факт многообразия и динамичности исторической жизни, но отрицают возможность абстрактных законов политической экономии вообще и законов экономического развития в частности. Их заслугой, на его взгляд, является обоснованная аргументация «в пользу относительности законов хозяйственной жизни» и попытка «дать конкретные эмпирические законы развития хозяйства».

Одним из первых критику классической политэкономии начал немецкий экономист Фридрих Лист (1789 – 1846). В своей работе«Национальная система политической экономии» (1841) он рассматривал политическую экономию как историческую науку, выделяя пять стадий экономического развития наций от первоначальной дикости до земледельческо-мануфактурно-коммерческой. Критикуя космополитическую экономию Смита, Лист выступал с националистических позиций. "Политической экономии меновых ценностей" он противопоставил национальную экономическую теорию производительных сил, в центре которой не разделение труда, а приоритет внутреннего рынка над внешним рынком. Центральное место в системе национальной экономии Листа заняло его учение воспитательном протекционизме. Он считал, что государство должно обеспечить быстрый индустриальный рост экономики путем установления таможенных пошлин.

Бруно Гильдебранд (1812 - 1878) предложил периодизацию стадий хозяйственного развития на основе изменения сферы обращения. Первая - натуральное хозяйство, где обмен либо вообще отсутствует, либо принимает формы бартера. Вторая - денежное хозяйство, где деньги становятся необходимым посредником при совершении операций обмена. Третья - кредитное хозяйство, где прекращается использование денег при обмене, и их место занимает кредит. Последняя стадия хозяйственного развития считается высшей, потому что для активных людей открываются возможности предпринимательской деятельности даже при отсутствии капитала. Гильдебранд считал, что создание универсальной экономической теории невозможно, разные страны находятся на разных этапах своего индивидуального развития.

Густав Шмоллер (1838-1917) Лидер новой исторической школы Г. Шмоллер делал особый акцент на роли хозяйственного «этоса» (греч. «ethos» - обычай, нрав), то есть, на моральных и правовых рамках, в которых функционирует экономика. Критикуя классическую политэкономию,пропагандировал необходимость скрупулезного описания фактического хозяйственного поведения, подчеркивал роль неэкономических факторов развития, и прежде всего моральных норм, этики и культуры в хозяйственной деятельности. Согласно его мнению, процесс экономического (и в целом общественного) развития заключается в постепенном подчинении правовым и моральным нормам всех естественно сложившихся общественных отношений между людьми. Примерами таких норм являются право частной собственности, запрет рабства и расовой дискриминации. Хозяйственный этос является необходимым условием для существования свободного обмена денежного обращения, разделения труда и других характеристик рыночной экономики. Все экономические отношения являются производными от этических и правовых аспектов: например, спрос на товар представляет собой частицу конкретной истории этических отношений у данного народа в данный конкретный момент времени. Учение о роли государства является важным элементом подхода Шмоллера. По его мнению, это учреждение, находящееся как бы «над» интересами различных социальных групп и классов. Именно государство создает значительную часть хозяйственного этоса, и, что особенно важно, правовую систему.

В учении Шмоллера можно выявить зачатки концепций институционализма (старого и нового). Понятие хозяйственного этоса близко термину «институциональная среда» и «институциональная культура», а описание роли государства похоже на трактовку некоторых новых институционалистов этого учреждения как организации, отвечающей прежде всего за спецификацию и защиту прав собственности. Большую известность Шмоллер получил и как участник «спора о методе» с представителем австрийской школы маржинализма К. Менгером. Шмоллер отстаивал конкретно-исторические методы исследования и значимость индукции, приоритет социального целого, культуры, социума над действиями отдельных людей, в которых неистребимо ценностное, этическое начало. Он противопоставлял все эти аспекты приоритету дедукции, принципу методологического индивидуализма и идее об универсальности человеческой природы - эти тезисы отстаивались Менгером.

Макс Вебер (1864-1920). Его работа "Протестантская этика и дух капитализма"[5]. напрямую связала генезис рыночного хозяйства со спецификой европейской цивилизации, с уникальностью протестантской ментальности. Крайние проявления протестантизма - кальвинизм, пуританизм, в своей этической основе ориентировали их приверженцев на достижение максимального успеха в хозяйственной деятельности. Кальвинистская доктрина божественной предопределенности одних людей - для рая, а других - для ада разделяет людей по успехам в хозяйственных делах, конкретно измеряемых суммой накопленного капитала. Эта доктрина оказалась сильнейшим стимулом повышенной деловой активности и распространении определенных стандартов поведения в Западной Европе, Англии, Соединенных Штатах. Социологические исследования Вебера служат основой для исследования связей между религией и экономикой. Капитализм Вебера начинается с бухгалтерской калькуляции дохода. Вебер анализировал (но не систематизировал) большое количество типов капитализма: американский и европейский, торговый, фискальный, финансовый, политический, капитализм ростовщиков, военных поставщиков, крупных торговых предпринимателей и финансовых магнатов и даже капитализм париев. Современный тип он называет буржуазным промышленным или рациональным промышленным капитализмом. Генезис современного капитализма он связывал с радикальной сменой типа общественных связей. Он определил два типа социальных связей: «естественную общность» - на основе традиционных общинных, родоплеменных и патерналистских отношений, и «гражданскую общность» - на основе добровольного формирования связей между и людьми, свободными от давления общины или рода. Для современного капитализма характерно разрушение естественной общности.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 1554 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...