Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Заказать
 

Теологическая теория происхождения государства



Идеи божественного происхождения государства и права возникли в Древнем Египте и Вавилоне.

Сторонниками являлись Фома Аквинский, представители ислама и католической церкви.

Государство – продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависима, главным образом, от религиозных организаций и деятелей. Как следствие, каждый обязан подчиняться государю во всем. Неравенство людей предопределено также божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику всевышнего на земле (отказ подчиниться государственной власти означает неповиновение всевышнему).

Данная теория внесла существенный вклад в становление первых государств: обладая религиозным сознанием, люди не ставили перед властью никаких вопросов по ее организации и деятельности, что способствовало формированию первых теократических государств и порядка в них.

При этом доктрина слабо учитывает социально-экономические отношения в обществе и недоказуема по своей природе, поскольку основывается на вере.

Патриархальная теория происхождения государства берет свое начало в Древней Греции.

Представители: Аристотель, Фильмер, Михайловский.

Государство происходит из семьи и является результатом ее разрастания. Государственная власть – продолжение власти отца (патриарха) в семье, которая выступает как неограниченная. Всякое сопротивление такой власти недопустимо. Лишь отеческая забота главы государства способна обеспечить необходимые для человека условия жизни.

Данная концепция упрощает процесс происхождения государства, поскольку семья возникла параллельно с государством и правом.

Договорная теория происхождения государства возникает в ХVII–ХVIII вв. в Западной Европе.

Представители: Г. Гроций, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев.

Происхождение объясняется общественным договором – результатом сознательного творчества, на основе которого происходит добровольное объединение людей для лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов, т. е. люди, находящиеся в «естественном» состоянии, объединяются на основе разумной воли и создают такой социальный институт, как государство.

Государство – это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству. Возникает взаимная ответственность у государства и граждан и, как результат, в случае злоупотребления правителями властью граждане имеют право расторгнуть договор.

При такой идеализации представителями данной концепции процесса происхождения государства, да и первобытного общества недооценка объективных и преувеличение субъективных факторов приводит к формированию идеалистической картины мира.

Теория насилия логически была завершена в ХIХ в. представителями западноевропейской правовой мысли.

Представители: Е. Дюринг, Л. Г. Гумплович, К. Каутский.

Причина происхождения государственности – военно-политические факторы, насилие, порабощение одних племен другими. Для управления необходим аппарат принуждения, которым стало государство, а группа людей, племя, одержавшее победу, становится носителем государственной власти.

Государство – это навязанная обществу извне сила.

Несмотря на многократное подтверждение историей вышеприведенного постулата, следует поставить перед собой ряд вопросов, которые покажут некоторые проблемные аспекты данной концепции. Неужели государство существовало всегда, поскольку как только человек получает свободу (возможность передвигаться), он пытается захватить чью-либо территорию и кто-то побеждает? Неужели человек глупее животного, ведь у него есть разум?

Психологическая теория происхождения государства возникла в середине ХIХ в. в трудах французских и российских исследователей.

Представители: Г. Тард, Л. Петражицкий.

Происхождение государственности связано с особыми свойствами человеческой психики: потребности одних – властвовать, а других – подчиняться. Для удержания данных потребностей в определенных рамках и создается государство.

Государство – продукт разрешения психологических противоречий между инициативными личностями, способными к принятию ответственных решений, и пассивной массой, способной лишь к исполнению данных решений.

Во всей своей совокупности данная концепция практически не учитывает социально-экономические и военно-политические условия, что по своей природе недопустимо.

Материалистическая теория происхождения государства возникла в трудах немецких авторов в середине ХIХ в.

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин.

Социально-экономические причины имели существенное значение для формирования государственности:

– три крупных разделения труда, в результате которых появляются земледельцы, скотоводы, ремесленники и торговцы;

– избыточный продукт позволил сформироваться частной собственности;

– раскол общества на имущие и неимущие социальные классы привел к появлению противоречий, для сглаживания которых потребовался такой социальный институт, как государство.

Государство – организация поддержки господства одного класса над другим и обеспечения существования и функционирования общества.

В этой связи следует отметить, что даже сами авторы признавали существование некоторых проблем в развитии данной концепции и при этом они не учитывали, что на процесс формирования государственности оказали воздействие также политические, идеологические, психологические и военные факторы.

Таким образом, можно сделать вывод, что для обоснования существования той или иной государственной власти, государства различные исследователи исходили из различных посылок, но что остается неизменным, так это использование знаний, накопленных человечеством на конкретном этапе исторического развития с учетом философских и идеологических пристрастий самих авторов и потребностей лиц, находящихся у власти.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 841 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2017 год. (0.007 с)...Наверх