Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методические рекомендации преподавателям по эффективным средствам, методам и технологиям обучения дисциплине



Образовательная технология как способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, представляет собой систему форм, методов и средств обучения, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленных целей.

Современный метод обучения как упорядоченная деятельность педагога и обучающихся, направленная на достижение заданной цели обучения, должен не только способствовать расширению объема знаний, но и активизировать познавательную деятельность студентов.

Форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления.

В рамках изучения курса «Теория отраслевых рынков рекомендуются к применению следующие формы обучения: лекция, практические занятия, самостоятельная работа.

Чтение лекций:

Для преодоления недостатков традиционных лекций информационного характера рекомендуется использовать лекцию-визуализацию и лекцию-дискуссию.

Лекция-визуализация является результатом поиска новых возможностей реализации известного в дидактике принципа наглядности. Такая лекция ориентирована на то, что профессионально важным качеством необходимым для осуществления профессиональной деятельности является способность преобразовывать устную и письменную информацию в визуальную форму. Метод визуализации способствует формированию профессионального мышления за счет систематизации, концентрации и выделения наиболее значимых, существенных элементов предложенного содержания образования. Процесс визуализации представляет собой свертывание мыслительных содержаний, включая разные виды информации, в наглядный образ, который, будучи воспринятым, развернётся и станет опорой адекватных мыслительных и практических действий. Студенты приобретают также умения планировать презентацию решения любой задачи, определяя и обосновывая структуру его визуального сопровождения; выбирать адекватные способы визуализации; оценивать качество предложенных другими студентами визуальных проектов.

При организации учебного процесса по изучению дисциплины «Теория отраслевых рынков» в качестве средств визуализации материалов лекционных и практических занятий используется мультимедийный проектор.

Для этого по ключевым материалам конспекта лекций предусмотрена подготовка слайдов и раздаточного материала с возможностью доработки в процессе изучения.

При проведении лекции-дискуссии преподаватель при изложении материала не только использует ответы студентов на свои вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и студентов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу.

Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории и, что очень важно, позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов. Эффект достигается только при правильном подборе вопросов для дискуссии и умелом, целенаправленном управлении ею.

По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает студентам коротко обсудить, затем краткий анализ, выводы и лекция продолжается.

Необходимо в процессе лекционных занятий развивать у студентов способность оперировать понятиями и терминами теории фирмы и отраслевых рынков.

Практические занятия:

На практических занятиях по дисциплине «Теория отраслевых рынков» организуются семинары и компьютерное моделирование экономических процессов.

Подготовка практического занятия включает обеспечение практических занятий методическими материалами, проверку готовности аудиторий, технических средств обучения. Для подготовки к семинарам рекомендуется использовать общедоступные сетевые ресурсы.

Критериями подготовленности студентов к практическим занятиям является следующее: знание соответствующей литературы, владение методами исследований, выделение сущности явления в изучаемом материале, умение делать логические построения, иллюстрировать теоретические положения самостоятельно подобранными примерами.

Семинар рекомендуется проводить в виде небольших докладов студентов с последующим их обсуждением. Метод докладов предполагает обмен мнениями по ним и дискуссии по выдвинутым спорным положениям.

В семинаре обучаемый является активным участником. Вне зависимости от ее фазы он занимает то позицию докладчика, то понимающего, то позицию критика. За преподавателем же остается функция организатора.

Для организации моделирования с использованием программы «Бизнес-курс Максимум» обязательным условием является компьютерный класс.

Следует уделить внимание реализации личностных и групповых компетенций таких как способность работать в команде, получение навыков работы на компьютере, способность к анализу и синтезу.

Инновациями в обучении является использование имитационной модели для моделирования экономических процессов, позволяющей как индивидуально, так и в группе получить навыки анализа факторов, влияющих на рыночную ситуацию.

«Бизнес-курс Максимум» – деловая компьютерная игра коллективного типа, при помощи которой вырабатываются и закрепляются навыки управления предприятием в условиях рыночной экономики.

Целью является разработка стратегии деятельности предприятия и её последовательная реализация. В ходе игры участники активно используют знания, полученные при изучении как теории фирмы, так и следующих дисциплин: экономическая теория, экономика фирмы, маркетинг, производственный, финансовый и стратегический менеджмент.

Каждое предприятие в системе «Бизнес курс Максимум» производит продукцию от одного до трёх наименований. Для производства продукции руководству предприятия необходимо принять решения по закупке сырья, оборудования, найму персонала, оптимизировать производственный процесс. Финансирование деятельности предприятия осуществляется в ходе игры за счёт привлекаемых долгосрочных и краткосрочных кредитов или за счёт собственных средств. Для успешной реализации продукции необходимо изучение рыночной ситуации, проведение рекламных и других мероприятий, стимулирующих сбыт.

В исходной ситуации игры (период 0) все предприятия имеют равные условия. Анализ исходной ситуации составляет необходимую часть планирования деятельности предприятия на длительный срок. Управленческие решения, принимаемые руководством на каждом этапе, основаны на данных о внешней среде и на сведениях о внутренних возможностях предприятия.

Предприятие в системе осуществляет деятельность трёх видов: маркетинговую, производственную и финансовую (табл. 4.1.).

Таблица 4.1

Решения, определяющие достижения целей в разрезе видов деятельности

Поле Цель Решения, определяющие достижение цели
Маркетинг Обеспечение сбыта и оборота. Максимизация валовой прибыли. Установление цен; Определение затрат на рекламу, сервис и исследования.
Производство Минимизация производственных издержек. Максимизация производственного результата Определение объёмов производства; Определение объёмов закупки готовой продукции с целью сохранения доли рынка при снижении объёмов производства; Закупки сырья; Приобретение и утилизация оборудования; Наем и увольнение рабочих;
Финансы Обеспечение финансирования предприятия. Максимизация доходов и снижение расходов от финансовой деятельности предприятия. Использование мер рационализации с целью снижения издержек управления, Определение собственного платёжного поведения, Определение объёмов краткосрочного и долгосрочного финансирования, Финансовые инвестиции, Выплата дивидендов.

Каждый из этих видов имеет свои цели, достижение которых на каждом этапе игры способствует получению прибыли – глобальной цели, преследуемой руководством предприятия.

Игра состоит из периодов, один период планирования и принятия решений охватывает один месяц. Время на принятие решений в одном периоде игры устанавливается преподавателем и составляет обычно 15–20 минут.

Коллективный вариант предназначен для проведения групповых занятий в компьютерном классе под руководством преподавателя. Участники игры разбиваются на команды по 2-3 человека, каждая из которых руководит своей фирмой, конкурируя с другими командами (фирмами) на рынке готовой продукции. Передача информации между компьютерами команд и преподавателя осуществляется по локальной сети или через внешние носители.

Руководство игрой, установку начальных параметров и их изменение производит преподаватель.

Основной задачей применения данных методов в процессе обучения является активное включение студентов в работу группы.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 477 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...