Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Дизайн Швеции



Королевство Швеция занимает восточную и южную части Скандинавского полуострова, по своей территории это одна из крупнейших стран Европы (410 тыс. м), но по численности населения (около 9 млн чел.) одна из самых малонаселенных европейских стран; 55% ее площади - леса, в основном хвой­ные. Вплоть до середины XIX века Швеция была преимущественно крестьян­ской страной, что повлияло на характер ее культуры, изобразительного и при­кладного искусства. Формирование национальной школы архитектуры, живопи­си, графики и скульптуры (XVII-XIX вв.) происходило в общем русле европей­ской художественной культуры. Современная Швеция принадлежит к числу вы­сокоразвитых индустриальных стран с широкими внешнеэкономическими свя­зями; экономика страны имеет ярко выраженную экспортную направленность.

Шведское прикладное искусство и дизайн были более восприимчивы к вли­янию зарубежных стилей, чем в других скандинавских странах. Шведов нередко называли «французами Севера», т.к. различные художественные течения и на­правления, тенденции формообразования, приходившие из Франции, прижива­лись здесь довольно легко. Однако они не перенимались вслепую, а подверга­лись определенной трансформации. В начале XX века вместо французской изыс­канности начал развиваться стиль более тяжелый, более соответствующий вку­сам средних слоев населения. Поскольку в Швеции не было ни дорогих пород дерева, ни ценных металлов, то вместо вычурной бронзы мебель просто украша­ли резьбой, а красное дерево заменяли сосной и елью. Это и заложило основы простого и здорового стиля в шведском дизайне.

Шведское Общество прикладного искусства, известное уже более полутора столетий, оказывало исключительное влияние на новое искусство, содействуя его утверждению. Возникшее как Общество ремесел, оно было реорганизовано в соответствии с программой, подобной той, которую имел Германский и Австрий­ский Веркбунд (1914). Сотрудничество дизайнеров и промышленников не толь­ко повышало уровень вкуса публики, но способствовало созданию надежного рынка как кустарных изделий, так и машинной продукции. Деятельность Швед­ского Общества прикладного искусства по своему значению превосходила роль любой другой организации подобного рода. На протяжении 1920-х годов на его долю приходилась почти вся работа по переоборудованию больниц и магазинов. Окраска в светлые тона и удобная мебель совершенно преобразили безрадост­ные и негигиеничные больничные палаты. В течение 3-х лет (с 1923 по 1926) усилиями Общества были модернизированы три десятка больниц. Повсюду по­являлись по-новому оформленные магазины и уличные витрины. Среди много­численных результатов, которые были достигнуты за этот период, следует отме­тить, как один из главных, повышение спроса на труд архитекторов, дизайнеров, художников, столяров и других мастеров-ремесленников. В результате пропаган­ды нового прикладного искусства и стараний промышленников рекламировать имена дизайнеров тысячи домашних хозяек познакомились с работами различ­ных мастерских, с тенденциями в изменении моды [21.5].

Главные достижения шведского дизайна в 1930-е годы были связаны с ме­белью и предметами домашнего обихода. Основы современного скандинавского дизайна мебели, наряду с финном А. Аалто, закладывал швед Г. Асплунд.

Эрик Гюннар Асплунд (1885-1940), один из наиболее известных шведских архитекторов и дизайнеров периода между двумя мировыми войнами, лидер ху­дожественной интеллигенции 1930-х годов, активно содействовал внедрению идей функционализма в проектное творчество Скандинавии. Создал около 90 ар­хитектурных и дизайнерских проектов, 45 из которых реализованы в Швеции. Отмеченные высоким художественным талантом, они образуют логическую цепь трансформаций разнообразных проектных подходов и стилистических направ­лений: от национального романтизма и неоклассицизма до интернационального стиля и затем - «гуманного функционализма» и органической архитектуры.

Первой особой вехой в его творчестве становится участие в выставке «Жи­лище», организованной Шведским художественно-промышленным союзом в Стокгольме (1917) и получившей большой общественный резонанс. Это была выставка-концепция, направленная на демократизацию культуры жилища. В ней воплотились идеи конца ХІХ-начала XX века о «красоте для всех», а также идеи движения 1910-х годов «Художники - в промышленность!».

Продолжая линию германского Веркбунда, выставка заостряла социальные установки, в частности, демонстрировала большое количество жилищ для ра­бочих. Особое внимание привлекла предложенная Асплундом «кухня в квар­тире рабочего»: с голубыми обоями, светлыми гардинами, лоскутными коври­ками и сосновой мебелью, напоминавшая горницу крестьянской избы - «нечто чистое и практичное, где ясно ощущался тон родины», по словам архитектора К. Вестмана.

1930 год стал поворотным для Скандинавии - это был год прорыва в проект­ную культуру модернизма. Модернизм - совокупность авангардных творческих течений и направлений, различных видов искусства и дизайна начала XX века. Это - художественная идеология, эстетика, опирающаяся на ценности художест­венной свободы и индивидуальности. Творчество приобретает интернациональ­ный характер, значение местных школ нивелируется.

Решающую роль в переходе к модернизму сыграла Выставка архитектуры, ремесел и дизайна, организованная Шведским художественно-промышленным союзом в 1930 году в Стокгольме. Асплунд был главным архитектором выстав­ки, главной темой которой было - функционализм в архитектуре и в дизайне. Построенные Асплундом павильоны из стекла и стали - своего рода «белый ку­бизм» - отличались геометрически чистыми формами и необычайной легкостью. Выставка имела свою четкую социально-методическую программу, особенно по­следовательно развивавшуюся в разделе, посвященном проблемам жилища. Кре­до программы, утверждавшее социальный реализм и эстетику машинного произ­водства, оказало очень сильное влияние на судьбу архитектуры, строительства и дизайна в Швеции. Идеи функционализма были восприняты шведской социал- демократией, пришедшей к власти в начале 1930-х годов.

Предложенный выставкой идеал жилища - компактная планировка, гигие­ничные свободные помещения со светлыми стенами и мебелью на стальной трубке, стандартным кухонным оборудованием, штабелируемой посудой - был впоследствии широко реализован. Асплунд становится центральной фигурой шведского проектного творчества, вокруг него группируется молодежь.

После выставки 1930 года Асплунд выполняет ряд дизайнерских проектов, среди которых - мебель и интерьеры для общественных зданий. Кульминацией его творчества и в то же время последним произведением Асплунда стал проект лесного крематория (1935-1940), где здания и ландшафт образуют единое и под­вижное целое, рождая чувство глубокой грусти и покоя. Здесь органично сли­лись вневременной классицистический подход, свободный от жесткости функ­ционализм и тонкое поэтическое чувство [16].

Концептуальные идеи Асплунда и его молодых последователей в 1940-е годы не только получили дальнейшее развитие, но и реальное воплощение. После прихода к власти в 1945 году социал-демократической партии и прове­дения ряда прогрессивных мер формируется шведский стиль жилища. Кварти­ры в жилых домах средних слоев населения становятся центром внимания. Складывается социализированная модель жилья со светлой, дружелюбной де­мократичной атмосферой. Внедрение программы «Жилищный тест» (руково­дитель - теоретик дизайна Готхард Йохансон) привело к появлению функцио­нальной модели организации компактной «шведской кухни» (1952). Со време­нем стандартизация распространилась на квартиры в целом. В эти же годы дизайн все интенсивнее включается в создание высокотехнологичных изделий. Промышленный дизайн Швеции оказался более приближен к реальной жизни, чем в других скандинавских странах.

Сикстен Сасон (первоначальная фамилия Андерсон, 1912-1969) стал од­ним из пионеров шведского промышленного дизайна. Получив заочное маши­ностроительное образование, он начинал свою творческую карьеру как график, выполняя проекты для фирм «Электролюкс», «Хускварна», «Хассельблад», «СААБ» и др., создавал дизайн пылесосов, стиральных машин, утюгов, обору­дования для кухни, фототехники, автомобилей, автобусов и поездов. Легендар­ной стала зеркальная фотокамера формата 6x6 «Хасельблад 1600F» (1947- 1948), которой пользовались американские космические экспедиции на Луне в конце 1960-х годов.

Фирма «Свенска Аэроплан АБ» (СААБ), изготавливавшая истребители, осе­нью 1945 года начала подготовку производства автомобилей. Проектирование вела группа во главе с Гуннаром Люнкстремом, дизайнером был С. Сасон. Ле­том 1947 года состоялась премьера серийного автомобиля «СААБ-92». Дизайн переднеприводной модели, в которой была использована популярная концепция недорогих «народных» машин, стал неординарным явлением в автомобилестро­ении. Обтекаемый кузов, напоминающий в профиль крыло самолета, несет на себе несомненное влияние самолетостроения, в котором фирма «СААБ» зани­мала одну из лидирующих позиций. Серийное производство «СААБов» началось в конце 1949 года. Недорогой, неприхотливый и надежный автомобиль быстро завоевал популярность. Постепенно фирма наращивала выпуск автомобилей и совершенствовала их конструкцию. С конца 1950-х годов достаточно хорошо известные в Европе «СААБы», но с улучшенной отделкой и с более мощным двигателем (в т.ч. «СААБ-5>ЯВ), стали поставляться в США.

Отметим, что черты обтекаемого стиля (стримлайна) были характерны и для формообразования многих других изделий, созданных С. Сасоном.

Влияние самолетостроения на автомобильный дизайн Швеции ярко прояви­лось в суперкаре на чистом спирте «СААБ Аэро X» (2006) последователей Са- сона. Место водителя очень напоминает кабину истребителя, производством ко­торых компания славится до сих пор. Чтобы попасть в салон, необходимо не только открыть дверь, но и поднять крышу - эти задачи успешно выполняются электродвигателями. Оригинальный футуристический облик имеет панель при­боров автомобиля, которая не привычна, но функциональна.

Высокий уровень технического развития позволил Швеции в 1990-е годы производить одни из самых миниатюрных в мире мобильных телефонов, опере­див большинство стран в развитии телефонной сети и технологий коммуника­ций. Логично вспомнить, что еще в 1881 году фирма «Эриксон» впервые поста­вила телефонное оборудование в Россию. Через восемь лет после этого было раз­вернуто производство оборудования «Эриксон» в Санкт-Петербурге. В 1904 году в Москве была построена телефонная станция на 60 тыс. линий - самая круп­ная и технически совершенная телефонная станция в мире начала XX века.

На стыке 1940-1950-х годов шеф-инженеру фирмы «Эриксон» Хуго Блом- бергу удалось создать компактный телефон-трубку «Эрикофон» весом всего 400 г. Правда, в конце XX века, когда фирма «Эриксон» полностью доминирова­ла в конкурентной борьбе с финской компанией «Нокия», последняя сумела рез­ко упрочить свои позиции. Менеджеры и дизайнеры «Нокии» предложили вме­сто громоздкой, дорогой статусной вещи для деловых людей, каким был мобиль­ный телефон вначале, выпускать предмет игры и моды для старших ребят и под­ростков. Более дешевые, нетрадиционной формы, отделки и цвета модели запол­нили ранее пустовавшую потребительскую нишу, благодаря чему «Нокия» суме­ла далеко обогнать всех конкурентов по количеству продаж.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 1966 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...