Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Лекция 9. Стилеобразующие принципы ар деко. Становление коммерческого дизайна в США



Стиль ар деко получил свое название, как отмечалось в Лекции 12, от Меж­дународной выставки 1925 года в Париже, где были представлены достаточно полно достижения декоративно-прикладного искусства того времени. Утвердил­ся же этот термин только через четыре десятилетия во второй половине 1960-х годов. Ар деко известен также как «джазовый модерн», «зигзаг модерн» и «обте­каемый модерн» (эти термины характерны, в основном, для Америки) [13.1].

На Выставке 1925 года это стилевое направление четко и ярко проявилось, прежде всего, в прикладном искусстве. Его формирование началось перед Пер­вой мировой войной, набрало силу после ее окончания в 1918 году, а расцвета достигло в 1920—1930-е годы. Оно было инициировано и востребовано на пер­вых порах состоятельными слоями буржуазии, которые хотели жить в роскоши, изысканном комфорте, демонстрировать свое исключительное положение в об­ществе, несмотря на все трудности военного и послевоенного периодов. Смысл этого стиля состоял в создании иллюзии благополучия, «былой роскоши» В ГОДЫ «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами.

Первоначально создатели-мастера ар деко ориентировались исключительно на ручное ремесленное изготовление, игнорируя массовое промышленное про­изводство. Характерным для изделий в этом стиле было использование ценных и дорогих материалов (слоновая кость, перламутр, бронза, экзотические породы древесины, драгоценные и полудрагоценные камни, змеиная кожа и пр.) с ори­ентацией, прежде всего, на декоративность, орнаментацию, а не на функциональ­ность и утилитарную целесообразность.

Позднее стали использовать современные материалы: сталь, стекло, пласти­ки и т.д. Стилистическими истоками ар деко были не только модерн (ар нуво), кубизм и футуризм но и образцы экзотических для Европы культур Египта, Африки, доколумбовой Америки, а также влияние Русских балетных сезонов в Париже. Конечно, ар деко не было однородно, в нем развивались различные на­правления: элегантно-классическое, экспрессивно-экзотическое, модернистские течения.

Парижская выставка активно способствовала распространению идей и фор­мальных признаков нового стиля в странах Западной Европы, Америке, Азии (более слабо). Несколько позднее, видоизменившись, стиль проявился в адапти­рованном виде в Советском Союзе (об этом — в Лекции 14).

Архитектура и интерьеры общественных зданий, кинотеатров, магазинов, до­ходных домов и пр. создавались в этом стиле. Духом ар деко были пронизаны павильоны Всемирных выставок и ярмарок, а также такая примета того времени как неоновая реклама.

В стороне от активного влияния новых стилевых черт формообразования не могло оставаться массовое промышленное производство предметов широкого потребления. Соответственно условиям изготовления изменились материалы, уточнился ряд формальных признаков стилеобразования. Не только украшения, но и портсигары, зажигалки, флаконы для парфюмерии, столовые приборы, при­емники и пр. делались из алюминия, бакелита и других материалов в классичес- ко-геометрических формах с экспрессивными зигзагообразными линиями, ин­крустацией и интарсиями из пластмасс, имитирующих слоновую кость, панцирь черепахи и прочие экзотические материалы.

Время ар деко — время новых скоростей, мощных средств сообщения, высот­ных железобетонных архитектурных «монстров» — нашло яркое отражение в плакатах и журнальных обложках. Рисунок параллельных «скоростных линий», тянущихся от автомашин, как и динамично меняющихся по форме теней от де­ревьев на обочине в плакате Поля Колена «Пежо — скорость» (1935) для фран­цузского автопроизводителя в еще более стилизованном виде стал использовать­ся в самых разнообразных проектах (от оформления фасадов до рисунка обоев).

Сильное эмоциональное впечатление оставляла серия плакатов для туристи­ческих фирм (Адольф Морон Кассандр, 1927). Резкие световые контрасты, ди­намичность композиции, построенной на наклонных «сходящихся—расходящих­ся» линиях, создавали впечатление скорости, а низкий ракурс придавал поисти- не монументальный облик локомотивам и пароходам.

Женские образы графики ар деко (энергичные, суховатые, резкие по рисун­ку) разительно отличались от томных, нежных персонажей ар нуво, как и кон­трастные цветосочетания первого — от пастельных тонов второго.

В наиболее поздних формах ар деко сказывалось влияние Баухауза и геомет­рического конструктивизма. В Италии и Германии, соединяясь с формами нео­классицизма ар Деко перерос в «новый ампир» — стиль «Третьего рейха», тота­литарного фашистского режима. Главные его черты — ретроспективностъ, кон­серватизм, натурализм, гигантомания и антигуманизм. Были отвергнуты все до­стижения новой архитектуры конструктивизма и функционализма. Закрыв в

1933 году Баухауз и вынудив уехать из страны выдающихся архитекторов и ху­дожников, нацизм объявил «плоские крыши и стеклянные стены — еврейским изобретением», а все современное искусство — «дегенеративным».





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 1996 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...