Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Механический суппорт



Еще одним замечательным изобретением стало создание «механического суп­порта» мастером-механиком Генри Модели (1771—1831). Суппорт (от поздне- лат. suppoto — поддерживаю) — основной узел токарного станка для крепления резца и его перемещения перпендикулярно и вдоль оси вращения заготовки. Жесткость и точность суппорта определяют качество изготовляемых деталей. Замена руки человека механическим устройством стала подлинной революцией в производстве. Г. Модели также впервые объединил станки в одну поточную линию. Для изготовления корабельных блоков по заказу Британского королев­ского военно-морского флота в 1807 году была создана технологическая цепочка из 43-х дерево- и металлообрабатывающих станков.

В конце XVIII века паровой двигатель уже получил широкое распростране­ние и в текстильной промышленности, а к концу первого десятилетия следую­щего века в Великобритании насчитывались около 5 тыс. паровых машин. В пер­вой трети XIX века действовали пароходное сообщение и железнодорожный транспорт на паровой тяге (об этом и др. технических достижениях XIX века см. Лекцию 6). Благодаря всему вышеописанному, Англия стала превращаться из сельскохозяйственной в индустриальную страну.

До конца XIX века на путь промышленного производства встали Америка (массовое распространение производства по всей стране в 1850—1860-е), Фран­ция (резкое ускорение машинной индустриализации после революции 1848— 1849), Германия (бурный рост тяжелой промышленности во 2-ой половине XIX века), Италия (в 1840-е— на севере, 1870—1880-е — по всей стране), Япо­ния (после буржуазной революции 1867—1868). В России промышленная рево­люция началась в первой половине XIX века и, в основном, завершилась в 1870—1880-е годы.

Центральной фигурой в создании уже промышленной, а не ремесленной и мануфактурной, продукции становится инженер. Хартия Института гражданско­го машиностроения США содержала определение инженерной профессии как «искусства управлять крупными источниками энергии в природе в интересах нужд и удобства человека» (1828).

Самое динамичное в годы машинного переворота государство — Великобри­тания — занимало главенствующее положение в мировой экономике и торговле и в середине XIX века обладало наибольшим богатством. Расширению торговли и образованию общенациональных рынков способствовали торгово-промышлен­ные выставки, начало которым положили экспозиции в Лондоне (1761, 1767), Париже (1763), Дрездене (1765) и др.

Исключительно важным событием стала Первая Всемирная промышленная выставка 1851 года в Лондоне, получившая название «великой».

Инициативу видного государственного деятеля, предпринимателя и худож­ника Генри Коула санкционировал принц Альберт, супруг английской королевы Виктории (с ее согласия). Основная подготовительная работа была проведена английским Королевским обществом искусств. Были объявлены Международ­ные конкурсы на лучшие проекты выставочного павильона и наградных меда­лей. Подготовка и проведение выставки — эпохальное событие, весьма интерес­ное в плане становления проектной деятельности, проектной культуры. Ряд мо­ментов, связанных с выставкой, можно отнести к протодизайну (прото... от греч. protos — первый, первоначальный, первичный). Во-первых, главное здание вы­ставки, его архитектуру, технологию и организацию возведения; во-вторых, це­ремонию открытия; в-третьих, комплекс каталогов, путеводителей, альбомов и, наконец, в четвертых — сами экспонаты.

После драматичной и запутанной эпопеи с итогами конкурса, когда были от­вергнуты 248 проектов, главное здание выставки было возведено по проекту англичанина Джозефа Пэкстона (1803—1865), ботаника, строителя оранжерей, специалиста по устройству садов. Считается, что первоначальный эскиз Пэксто­на одобрил Роберт Стефенсон, инженер, прославившийся строительством в Анг­лии паровозов и железных дорог. Здание занимало в Гайд-парке большой пря­моугольник длиной 564,3 м (1848 футов), шириной 124 м (408 футов) и наи­большей высотой 19,5 м (64 фута). Середину здания пересекал поперечный неф с перекрытием в виде цилиндрического свода, возвышавшегося над зданием на 31,7 м. Объем здания членился тремя уступами, образовавшими боковые нефы меньшей высоты.

Конструкция здания состояла из 3300 чугунных столбов, железных рам со стеклянным заполнением из трех стеклянных плит размером 122 х 25 см и ферм, опиравшихся на столбы.

Протодизайнерский подход Пэкстона заключался не только в стандартно­сти формообразующих элементов, но и в их промышленном изготовлении с ко­нечным монтажом на стройплощадке. Для ускорения работы были проложены телеграфные линии между Гайд-парком и предприятиями-изготовителями эле­ментов здания. Продуманная конструкция из заранее изготовленных элемен­тов позволила даже не очень квалифицированным рабочим возвести сооруже­ние всего за 4 месяца. Соединение нового для того времени строительного ма­териала — стекла — с конструктивными возможностями большепролетных ме­таллических элементов позволило создать архитектурное пространство, прони­занное светом, художественный образ легкости, простора, взаимосвязи интерье­ра с природой.

Здание с остеклением в 81 тыс. футов2 было образно названо журналистами Chrystal Palace, что в русских изданиях тех лет звучало как «Кристальная пала­та». Только позднее название трансформировалось в «Хрустальный дворец».

Стоит согласиться с В.Р. Ароновым [5.2], ссылающимся на современников выставки, что Пэкстон в проектировании шел больше не от внешнего образа, а напротив — изнутри наружу. Были обеспечены свободный проход по зданию де­сятков тысяч людей (несколько больших входов и выходов), места для отдыха, первые в мире общественные туалеты (платные), буфеты, сувенирные и книж­ные киоски. Имелось газовое освещение и вентиляция, не пропускавшая влагу снаружи.

Торжественное открытие выставки 1 мая 1851 года также может быть отне­сено к протодизайну. Разработанный до мелочей церемониал с участием королев­ской семьи, поднятием национального флага и пушечным салютом, прохожде­нием аристократии и проектировщиков, строителей, поставщиков, а затем дип­ломатов и т.д. Широкая реклама, в т.ч. в газетах и журналах, красочно оформ­ленные входные билеты. Почти сразу появились каталоги и планы выставки (на английском, французском и др. языках), путеводители на один, два дня общего содержания и по отраслям, красочные альбомы для детей. Два вида наградных медалей (за новые изобретения и за изделия отменного качества) были изготов­лены по результатам международного конкурса, а также подготовлены наград­ные листы к медалям и дополнительно похвальные листы.

Выставка собрала 13937 участников из 39 стран со всего мира (в т.ч. из Рос­сии). Экспозиция включала в себя четыре отделения с подотделениями, как это было записано в условиях участия в выставке.

Отделение 1. Сырые материалы и произведения (т.е. что из сырья произво­дится и может быть приспособлено к полезному употреблению и украшению):

1.1 — царство ископаемое;

1.2 — царство растительное;

1.3 — царство животное.

Отделение 2. Машины:

2.1 — машины для непосредственного применения;

2.2 — машины для мануфактурных производств, в т.ч. полные наборы инст­рументов и механических приборов, принадлежащих к производству какого бы то ни было общеупотребительного предмета (часы, иглы и пр.).

Отделение 3. Фабричные и мануфактурные изделия, которые должны отли­чаться одними или несколькими из нижеследующих свойств:

· особенным искусством в отделке, как-то: в набивке, оправлении и т.п.;

· новым применением известных материалов;

· употреблением новых материалов;

· новым сочетанием или совокуплением разных материалов, как, например, в металлических композициях и в гончарных изделиях;

· изяществом рисунков, форм, цвета или всего вместе в видах большой пользы;

· дешевизною без потери качества отделки.

Отделение 4. Изделия, модели и произведения пластического искусства (только живых художников и преимущественно предметы декоративно-приклад­ного свойства).

К слову, Россия была удостоена трех главных медалей и все они за изделия декоративно-прикладного искусства:

· диадема из опалов, рубинов и бриллиантов придворных петербургских юве­лиров;

· серебряный настольный канделябр Сазикова в виде многофигурной груп­пы, изображавшей эпизод битвы на Куликовом поле;

· малахитовые изделия фабрики Демидовых (в т.ч. исполинская дверь раз­мером 4x2 м).

Количество посетителей выставки превысило 6 миллионов за полгода. Люди приезжали из разных уголков Англии организованными экскурсионными груп­пами. Правда, из-за рубежа посетителей было всего около 60 тысяч, в т.ч. из России — 845 человек.

На Всемирной выставке в целом были представлены 537 фабричных машин, 813 движущихся машин и механизмов (паровозов, пароходов и т.д.), 467 объек­тов гражданского зодчества (макеты, планы и изображения). Широко экспони­ровалась мебель самых разных стилей. Большое признание получила и была удо­стоена медали коллекция М. Тонета — роскошная мебель (стулья, кресла, стол, этажерка и пр.) из палисандрового дерева с латунной отделкой.

Михаэль Тонет (1796—1871), мастер, столяр-художник, впоследствии фабри­кант, изобретатель новой технологии массового выпуска гнутой мебели, завое­вавшей мировое признание.

Тонет Михаэль родился 2 июля 1796 года в Боппарде. Тут же учился на плотника и краснодеревщика, и в 1819 году открыл мебельную мастерскую. Несмотря на то, что его продукция пользовалась популярностью, Тонет пытался создать более лёгкую и компактную мебель. В 1830 году он начал свои эксперименты.

В 1842 году его мастерскую конфисковали, после чего он переехал в Вену, где получил королевский патент на «выгибание дерева любого рода, включая самые негибкие породы, химико-механическим способом с целью получения желательных форм, в том числе округлых». Так как патент был выдан в Вене, стулья, полученные Тонетом с помощью «выгибания дерева», стали называть венскими.

В 1843 году Михаэль Тонет создал стулья специально для Дворца Лихтенштейна, а в 1849 году он открыл в Вене мастерскую.

В 1851 году на Всемирной выставке в Лондоне получил за свою венскую мебель первую бронзовую медаль. На Всемирной выставке 1878 года в Париже фирма «Братья Тонет» и её конкурент «Я. и I. Конъ» получили золотые медали.

Фирма «Братья Тонет» была официальным Поставщиком Царского Двора России.

Конструирование изделий из гнутой древесины уходит в глубокое прошлое — так делались сани, лыжи, лодки, бочки и пр. М. Тонет начинал со склеивания листов древесины с их последующим гнутьем. Так появился (1836—1842) эконо­мичный, легкий, не лишенный изящества стул, известный под названием «боппардского» (по имени г. Боппарда на Рейне, где Михаэль родился и открыл свою первую мастерскую в 1819 году).

Говоря о творческой и предпринимательской деятельности семьи Тонет и прежде всего ее главы, можно вести речь не просто о протодизайне, а о протодизайнерской программе. Программность деятельности фирмы включала новое и весьма эффективное решение целого комплекса вопросов, касающихся техноло­гии, формообразования, экономичности, социально-культурного аспекта, органи­зации торговли [5.4]. Было точное понимание, какая мебель может быть востре­бована в реальных конкретных условиях своего времени, говоря современным языком — моделирование социального заказа и ситуаций использования. В се­редине XIX века большой популярностью и посещаемостью отличались кафе, которые возникали буквально на каждом углу в Вене и др. городах. Они были местом традиционного общения и бюргеров, и простонародья. Образовался ем­кий и стабильный рынок мебели в общественной сфере, не говоря о жилье.

Новые социально-культурные тенденции в жизни общества (вера в прогресс и улучшение условий жизни, смена стиля мебели и пр.) диктовали новое фор­мообразование. На смену помпезности, тяжеловесности, статичности приходит стремление к простоте, мобильности, сглаженности форм. Требовалась мебель, способствующая активному общению, легко перемещающаяся, позволяющая принимать различные положения тела, не мешающая свободным телодвижени­ям и жестикуляции.

Для эффективного и экономичного массового производства нужна была но­вая оригинальная технология, изобретение которой и стало главным, определя­ющим элементом дизайн-программы Тонетов. Суть ее состояла в использовании метода выгибания прогретых паром заготовок (как правило, буковых) в метал­лических формах-шаблонах. Привилегия на этот метод была получена Тонетами в 1856 году и стала применяться в больших масштабах в 1859—1860 годах. Про­изводственный процесс был целенаправленно подразделен на несколько техно­логических этапов. Мужчины занимались, как правило, подготовкой сырья и осуществляли наиболее трудоемкие операции — распиливание, гнутье. Женщи­ны и дети — морение древесины, плетение, упаковку.

Была полностью пересмотрена и конструкция мебели, в частности стула: уменьшена масса, сокращено количество деталей, применен упрощенный способ их крепления. Символом принципа Тонета стал стул «Модель 14», в котором конструктивная красота, высокая функциональность соединились с технологи­ческой целесообразностью экономичного массового производства. Стул состоял из 8-ми деревянных деталей. Основной формообразующий элемент — трехмер­ное гнутье в виде перевернутой лиры, соединяющей в одной детали спинку и задние ножки. Спинку завершала вписанная в нее малая дужка. Собственно си­денье (царга) — кольцом склеенная в ус заготовка простого профиля, затянутая камышовым плетением. В сиденье с помощью двух упрочняющих бобышек вставлялись цапфы ножек. Обычные проножки были заменены внутренним кольцом, также соединенным на клею в ус. Крепежными элементами служили 10—12 шурупов и болтов с гальваническим покрытием головок. Ящик из орга­нического стекла (плексигласа) объемом в один кубический метр вмещал дета­ли для 36 стульев этой модели, получившей широчайшее распространение под названием «венский стул». С 1859 по 1930 год только фирмой «Братья Тонет» были изготовлены 50 млн штук (после прекращения действия привилегии в 1869 аналогичные стулья выпускали и др. фирмы).

Базовый образец стула, созданный на основе экспериментов с формой и технологией, послужил основой для базовых типокомплектов (стулья, кресла, кресла-качалки, канапе, люстры, детская мебель пр.). Мебель «Братьев Тонет» первой волны формировала стиль интерьеров и стиль жизни кафе, ресторанов, контор, кинотеатров, банков и т.д. Мебель второй волны, выпускавшаяся ком­плексно с ансамблевым подходом, определяла интерьер домов и квартир, в пер­вую очередь, средних слоев населения, а затем вошла и во взыскательно ре­шенные интерьеры.

Предметный ансамбль, производившийся фирмой, включал в себя примерно два десятка базовых образцов (стулья), каждый из которых дополнялся другими изделиями (кресло и диван). Для каждого комплекта изделий из унифициро­ванных деталей предусматривалось восемь—десять исполнений (различные по­роды дерева, виды отделок и покрытий). Таким образом, комплект из трех ви­дов изделий выпускался не менее чем в 36 вариантах, учитывающих вкус потре­бителей. В некоторые комплекты входили и другие изделия (качалки, вешалки). В целом программа предметного ансамбля включала приблизительно 600 вари­антов исполнения. Соотношение цен самых дешевых и самых дорогих комплек­тов различалось в пределах 1:3—1:4, в зависимости от ценности материала и сложности выполнения входящих в них изделий.

Многообразный и богатый ассортимент, обеспечивший успех и всеохватное распространение продукции фирмы, постоянно расширялся, отражая действи­тельные требования изменяющегося образа жизни. Вешалки, съемники для са­пог, пюпитры, унитазы, детская мебель, колыбели, носилки, складные столы и откидные сиденья, скамейки для коленопреклонений, кресла для бритья, трости, теннисные ракетки, лыжи, санки — этот перечень можно продолжать долго [5.3]. Первый каталог Тонета 1859 года содержал 25 изделий. В 1873 году их было уже 80, в 1884 году — 110, а в 1911 году каталог содержал уже 1400 различных предметов. Разнообразие продукции в некоторых случаях поддерживалось лами­нированием гнутой древесины со сложным притязательным орнаментом. Но в большей степени оно достигалось применением для массовой продукции прес­сованных сидений и спинок инкрустированными, перфорированными орнамен­тами в большом выборе от геометрических до цветочных. Конечно, это был от­ход от классического «принципа Тонета», но такая чуткая к запросам рынка ас­сортиментная политика позволяла фирме успешнее конкурировать с возрастаю­щим количеством фирм-производителей мебели.

Логичным продолжением эволюции «принципа Тонета» стала мебель на стальных трубках. В конце 1920-х годов фирма одной из первых изготовила зна­менитое кресло М. Брейера «Василий» (созданное в Баухаузе и посвященное В.В. Кандинскому), кушетку Ле Корбюзье и Шарлоты Перриан, свободно перемещающуюся по металлическому каркасу, другие изделия. Эстетика мебели из стальных трубок — также как и мебели из гнутой древесины — основывалась на функциональном принципе легкости, динамичности, мобильности.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 1489 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...