Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ЛЕКЦИИ 121 9 страница



В апреле 1880 г. Александр II назначил Победоносцева обер- прокурором Святейшего Синода. Этот пост Победоносцев занимал 25 лет. От его былых либеральных взглядов не осталось и следа. Он превратился в убежденного сторонника охранительной политики самодержавия. После 1 марта 1881 г. Победоносцев оказался в центре политической жизни России; все сразу почувствовали тогда его силу и влияние.

Аналогичная эволюция от либеральных воззрений к последовательному охранительству характерна и для известного публициста и издателя, сына московского чиновника М. Я. Каткова (1818 - 1887). Окончив с отличием в 1838 г. словесное отделение Московского университета, он переехал в Петербург, где сотрудничал в «Отечественных записках», «Современнике» и других периодических изданиях, защитил магистерскую диссертацию по славянской словесности и докторскую по древнегреческой философии. В 1857 г. Катков стал редактором либерального журнала западнического направления «Русский вестник», в котором печатал свои публицистические статьи. С 1862 г. Катков повернул к охранительству, а с 1863 г. его деятельность как публициста и редактора сосредоточилась в газете «Московские ведомости».

В 80-е — начале 90-х годов в области печати, просвещения, местного управления и суда последовал ряд законодательных актов, которые характеризуются как «контрреформы», ибо они преследовали цель ограничить характер и действие реформ 60—70-х годов. Однако внутренняя политика самодержавия при Александре III не сводилась к проведению контрреформ. Одновременно принимался и ряд мер, направленных на решение аграрно-крестьянского вопроса, проведение военных преобразований, укрепление финансов и развитие экономики страны.

После отставки Н. П. Игнатьева во главе Министерства внутренних дел был поставлен Д. А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. Это был представитель самой оголтелой и твердокаменной реакции.

Первыми жертвами стали печать и просвещение. 27 августа 1882 г. были утверждены новые «Временные правила о печати», устанавливавшие строгий административный надзор за газетами и журналами. Редакторам вменили в обязанность по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов статей, печатавшихся под псевдонимами. Усилилась «карательная цензура» — репрессивные меры против прогрессивной печати. В 1883—1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либеральные периодические издания.

20 ноября 1882 г. министр народного просвещения И. Д. Делянов издал циркуляр о средней школе, усиливавший дисциплинарные взыскания, а 5 июня 1887 г. был опубликован его циркуляр, в котором говорилось о запрещении принимать в гимназии и прогимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». Общественность восприняла его как позорный «циркуляр о кухаркиных детях». Реальные училища были преобразованы в технические школы, их окончание не шало права на поступление в высшие учебные заведения.

23 августа 1884 г. был введен новый Университетский устав, который фактически ликвидировал автономию университетов, восставленную уставом 1863 г. Ранее выборные должности ректора, декана, профессора стали назначаемыми, при этом внимание обращалось не на одни «ученые качества и заслуги», но и на политическую благонадежность назначаемых. В 1882—1883 гг. было закрыто большинство Высших женских курсов, тем самым фактически ликвидировалось высшее женское образование.

8 декабря 1881 г. были изданы указы о понижении выкупных платежей и об обязательном переводе на выкуп находившихся на временнообязанном положении крестьян. Согласно первому указу выкупные платежи крестьян за предоставленные им наделы понижались на 16%, а по второму указу с начала 1883 г. переводились на обязательный выкуп остававшиеся к этому времени на временнообязанном положении 15% бывших помещичьих крестьян.

18 мая 1882 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк, который выдавал ссуды на покупку земли как отдельным домохозяевам, так и сельским обществам и товариществам. Учреждение этого банка преследовало цель смягчить остроту аграрного вопроса. Как правило, через его посредство продавались помещичьи земли. Через него в 1883—1900 гг. крестьянам было продано 5 млн. десятин земли.

В конце 80 — начале 90-х годов была издана серия законов, направленных на сохранение разрушавшихся под напором капитализма патриархальных устоев в деревне, в первую очередь патриархальной крестьянской семьи и общины.

Важное место в аграрно-крестьянской политике самодержавия занимала проблема крестьянской поземельной общины. Еще во время подготовки и проведения реформы 1861 г. среди государственных деятелей определились как противники, так и сторонники сохранения общины. Первые полагали, что подворное крестьянское землевладение создаст значительный слой собственников — опоры социальной стабильности в стране, а уравнительность наделов и круговая порука рассматривались ими как причина слишком медленного экономического развития деревни. Вторые же рассматривали общину как важный фискально-полицейский инструмент в деревне и фактор, предотвращающий пролетаризацию крестьянства. Как известно, победила вторая точка зрения, которая и нашла отражение в законах 1861 г.

В начале 90-х годов издаются законы, направленные на укрепление крестьянской общины. Такими мерами правительство стремилось еще более прикрепить крестьянина к наделу, ограничить свободу его передвижения. Однако переделы, продажа и сдача в аренду крестьянских надельных земель продолжались в обход законов, оказавшихся бессильными приостановить эти процессы в деревне.

4. На протяжении XIX века в России, переживавшей важнейшие, социальные, политические и культурные перемены, стало развиваться бурное общественное движение. Сформировались основные политические направления и их идеологии. Первыми были консерваторы и их идеология «официальной народности». Принципы теории «официальной народности» были кратко сформулированы в 1832 г. С. С. Уваровым (с 1833 г. — министр народного просвещения), это — «православие, самодержавие, народность». За «народность» ратовали тогда все направления общественной мысли — от консервативного до леворадикального, но вкладывали в это понятие различное держание. Консервативно-охранительное направление в условиях роста национального самосознания тоже обращалось к «народности», которая трактовалась ими как приверженность народных масс к православию и самодержавию.

Теория «официальной народности» стремилась доказать «исконность» и «законность» самодержавно-монархической формы правления в России и существующего в ней социального строя (крепостничества). Идеологи официальной народности, и прежде всего С. С. Уваров, объявляли крепостное право «нормальным» и «естественным» состоянием, одним из важнейших устоев России, «древом, осеняющим церковь и престол». Для теории «официальной народности характерны противопоставление патриархальной, «спокойной», без социальных бурь и потрясений, России «мятежному» Западу, насаждение казенного оптимизма, в духе которого предписывалось создавать литературные и исторические произведения.

Теоретики «официальной народности» доказывали, что в России господствует наилучший порядок вещей, согласный с требованиями религии и «политической мудрости» Крепостное право хотя и нуждается в улучшении, но сохраняет много патриархального (т. е., с их точки зрения, положительного), «хороший» помещик лучше охраняет интересы крестьян, чем они могли бы сделать это сами, а положение русского крестьянина лучше положения западноевропейского рабочего.

Либерально-оппозиционное течение в русской общественной мысли данного периода было представлено взглядами славянофилов и западников.

Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции. Учение о самобытности и национальной исключительности русского народа, его мессианской предопределенности, неприятие ими западно-европейского пути социально-политического развития, даже противопоставление России Западу, защита самодержавия, православия, некоторых консервативных, точнее, патриархальных общественных институтов сближали их с представителями «официальной народности». Однако славянофилов никоим образом нельзя приравнивать к теоретикам этого ретроградного направления. Славянофильство — оппозиционное течение в русской общественной мысли, и в этом смысле оно имело больше точек соприкосновения с противостоявшим ему западничеством, нежели с теорией «официальной народности».

Славянофилы, как и западники, выступали за отмену крепостного права сверху и проведение других реформ в области суда, администрации и других, буржуазных по своей сущности преобразований (хотя славянофилы субъективно выступа против буржуазного строя, особенно западноевропейского образа с его «язвой пролетариатства», падением нравов и другими отрицательными явлениями). Они ратовали за развитие промышленное торговли, просвещения, за свободу слова и печати, не принимали николаевскую политическую систему.

Славянофилы стремились доказать, что русскому народу органически присущи социальный мир и неприятие революционный переворотов. Если и были смуты в прошлом, то они были связаны не с изменой высшей власти, а с вопросом законности власти монарха; народные массы восставали против «незаконного» монарха: узурпатора, вроде Бориса Годунова, самозванцев или же за «хорошего» царя. Славянофилы выдвинули тезис: «Сила власти — царю, сила мнения - народу». Это означало, что русский народ (по своей природе «негосударственный») не должен вмешиваться в политику, предоставив монарху всю полноту власти. Но и самодержец должен править, не вмешиваясь во внутреннюю жизнь народа, но считаясь с его мнением. Отсюда требование славянофилов созыва совещательного Земского собора, который выражает мнение народа, выступает в роли «советчика» царя. Отсюда также и их требование свободы слова и печати для свободного выражения общественного мнения.

Западничество, как и славянофильство, возникло на рубеже 30—40-х годов XIX в. Оно было представлено «обеими столицами» — Москвой и Петербургом. Московский кружок западников оформился (в спорах со славянофилами) в 1841-1842 гг., в Петербурге находились немногие представители западничества, и какого-либо сложившегося кружка его единомышленников не существовало.

Современники трактовали западничество очень широко, относя к ним вообще всех, кто противостоял в идейных спорах славянофилам. В западники наряду с лицами, придерживавшимися весьма умеренных взглядов, такими как П. А. Анненков, В. П. Боткин, Н. X. Keтчер, В. Ф. Корш, зачислялись также и те, кто придерживался радикальных воззрений, как, например, В. Г. Белинский, А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Впрочем, Белинский и Герцен сами называли себя «западниками» в своих спорах со славянофилами.

По своему социальному происхождению и положению большинство западников, как и славянофилов, относились к дворянской интеллигенции. В число западников входили известные профессор Московского университета — историки Т. Н. Грановский и С. М. Соловьев, правоведы М. Н. Катков и К. Д. Кавелин, филолог Ф. И. Буслаев, а также видные писатели — И. И. Панаев, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, позднее Н. А. Некрасов.

Западники противопоставляли себя славянофилам в своих суждениях о путях развития России. В противоположность славянофилам они доказывали, что Россия хотя и «запоздала», но идет по тому же пути исторического развития, что и все западноевропейские страны, ратовали за ее европеизацию. В отличие от славянофилов они отрицали самодержавную власть монарха и выступали за конституционно-монархическую форму правления западноевропейского образца, с ограничением власти монарха, с гарантиями свободы слова и печати, неприкосновенности личности и с введением гласного суда. В этом плане их привлекал парламентарный строй Англии и Франции, вплоть до идеализации его некоторыми западниками. Как и славянофилы, западники выступали за отмену крепостного права сверху, отрицательно относились к самодержавно-бюрократической системе николаевского царствования.

На рубеже 40—50-х годов XIX в. формируется теория «русского социализма», основоположником которой был А. И. Герцен. Рубеж 40—50-х годов явился переломным в общественных взглядах Герцена. Поражение революций 1848—1849 гг. в Западной Европе произвело глубокое впечатление на Герцена, породило неверие в европейский социализм, разочарование в нем. Герцен мучительно искал выход из идейного тупика. Сопоставляя судьбы России и Запада, он пришел к выводу, что в будущем социализм должен утвердиться в России, и основной «ячейкой» его станет крестьянская поземельная община. Так возник «русский» (или общинный) социализм Герцена.

«Русский социализм» исходил из идеи «самобытного» пути развития России, которая, минуя капитализм, придет через крестьянскую общину к социализму. Объективными условиями возникновения идеи русского социализма в России явились слабое развитие капитализма, отсутствие пролетариата и наличие сельской поземельной общины. Имело значение и стремление Герцена избежать «язв капитализма», которые он видел в странах Западной Европы. «Сохранить общину и освободить личность, распространить сельское и волостное самоуправление на города, на государство в целом, поддерживая при этом национальное единство, развить частные права и неделимость земли — вот основной вопрос революции», - писал Герцен. Эти положения Герцена впоследствии будут восприняты народниками.

В пореформенной России главным направлением в освободительном движении становится народничество. Оно основывалось на системе взглядов об особом, «самобытном» пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условиями появления в России такой идеи явились слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Основы «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40—50-х годов А. И. Герценом — «предтечей русского народничества.

Идея общинного социализма, сформулированная Герценом, была развита Н. Г. Чернышевским. Но в отличие от Герцена Чернышевский иначе смотрел на общину. Для него община — патриархальный институт русской жизни, она призвана сначала выполнить роль «товарищеской формы производства» параллельно с капиталистическим производством. Затем она вытеснит капиталистическое хозяйство и окончательно утвердит коллективное производство и потребление. После этого община исчезнет как форма производственного объединения.

На рубеже 60—70-х годов сложилась и доктрина народничества, главными идеологами которой являлись Михаил Бакунин (1814—1876), Петр Лавров (1823—1901) и Петр Ткачев (1844—1885).

Первой крупной акцией революционного народничества 70-х годов стало массовое «хождение в народ» летом 1874 г. Это было стихийное движение, хотя предварительно и велись разговоры о его организации и координации сил. В движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять народ на «всеобщий бунт». Толчком к походу «в народ» послужил голод 1873—1874 гг. в Среднем Поволжье. Именно туда и были направлены значительные силы пропагандистов. К тому же, как полагали народники, здесь были живы традиции Разина и Пугачева, крупных волнений крестьян в 1861 г. недовольных условиями реформы.

Однако пропагандистов ожидало горькое разочарование. Они не знали ни настроений, ни психологии мужика,

Полиция легко вылавливала пропагандистов. Некоторых выдавали сами крестьяне. Аресту подверглись более 4 тыс. человек.

Неудача привела к поиску более эффективных организационных форм. Особая народническая организация была создана к концу 1876 г. Первоначально она именовалась «Северно-революционной народнической группой», а в 1878 г. получила название «Земли и воли» — в честь «Земли и воли» 60-х годов.

Членами-учредителями «Земли и воли» были Георгий Плеханов, Марк и Ольга Натансоны, Осип Аптекман, братья Александр и Адриан Михайловы. Позднее в нее вступили Вера Фигнер, Софья Перовская, Николай Морозов, Дмитрий Клеменц, Сергей Кравчинский (известный писатель Степняк-Кравчинский).

«Земля и воля» развила активную пропагандистскую деятельность, однако, она оказалась столь же неэффективной, как и бунтарские акции, вроде «хождения в народ». Альтернативой пропаганде была тактика индивидуального террора. В «Земле и воле» возникли острые разногласия о приемлемости тактики террора, а также о целесообразности политической борьбы. Возникла необходимость созыва съезда для разрешения назревших спорных вопросов. Съезд состоялся 18—24 июня 1879 г. в Воронеже. Но накануне съезда сторонники террора и политической борьбы собрались в Липецке, чтобы определить свою линию поведения. Результатом раскола стало создание террористической организации – «Народной воли».

«Народная воля» существенно расширила число своих членов (до 2 тыс. человек) и именовала себя «партией». В 1879—1881 гг. она объединяла до 250 кружков (студенческих, гимназических, рабочих), действовавших в 50 городах, имела 10 подпольных типографий в России и одну за границей, издавала газеты

В августе 1879 г. Исполнительный комитет «Народной воли» вынес смертный приговор» Александру II. Началась настоящая «охота» на царя. 19 ноября 1879 г. под Москвой был взорван царский поезд, но царя в нем не оказалось (он следовал другим поездом). Степан Халтурин, нанявшись столяром в Зимний дворец, 5 февраля 1880 г. устроил взрыв царской столовой, но царь опоздал к обеду, и это спасло ему жизнь. Власти приняли энергичные меры к выявлению и аресту террористов. После взрыва в Зимнем дворце были схвачены наиболее видные члены Исполнительного комитета «Народной воли», занятые подготовкой покушения на царя. Остававшиеся на воле начали лихорадочную подготовку к новому покушению. Группу террористов возглавила Софья Перовская. 1 марта 1881 г. на берегу Екатерининского канала террористы устроили засаду против царя. Первая бомба, брошенная в царскую карету, поразила несколько человек из конвоя, но не задела царя. Вторая бомба смертельно ранила Александра II и самого террориста.

Вскоре большая часть Исполнительного комитета «Народной воли» была арестована, а сама организация разгромлена. После этого народничество пережило сильный и довольно длительный кризис.

5. XIX век считается «золотым веком» русской культуры. Одной из наиболее характерных черт русской культуры XIX в. было выявившееся уже в XVIII в. доминирование литературы среди остальных форм художественного творчества. Литература в жизни России приобретала совершенно исключительное общественное значение. В XIX в. русская литература переживала небывалый взлет и вышла на мировую арену. Главная отличительная особенность русской литературы XIX в. – ее этическая направленность.

Больших успехов достигли точные и естественные науки. Н. И. Лобачевский, бессменный ректор Казанского университета, открыл новую неевклидову геометрию. За это его справедливо называли Коперником геометрии. Это открытие расширило представления людей о пространстве.

Важными были исследования в области агрономии М. Г. Павлова. Он написал книгу «Земледельческая химия». Строго научную основу имели медицинские эксперименты хирурга Н. И. Пирогова.

В физике крупнейшие открытия были сделаны В. В. Петровым (электрическая дуга) и Б. С. Якоби (электрический телеграф, электрохимия и пр.). Расцвета достигла химия. Крупнейшим ученым стал, бесспорно, Д. И. Менделеев, получивший всемирную славу благодаря открытию периодического закона. На основе этого закона, давшего химии прочную опору, создана была и знаменитая таблица Менделеева, располагавшая химические элементы в правильной последовательности.

Больших успехов достигла биология. Переворотом в науке стала работа И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга», положившая начало целому направлению исследований и развитию медицины. Немалые успехи были также в сельскохозяйственных науках, геологии, метеорологии и др. Развитие техники, естественных наук пробудили изобретательские таланты. А. С. Попов открыл беспроволочный телеграф, радио,

Восторг вызвал у читателей 12-томный труд «История Государства Российского» Николая Михайловича Карамзина, замечательного писателя и патриота. Политической идеей автора было прославление самодержавия, которым, по его мнению, Русь создалась и расцвела, а в период ослабления самодержавия наступал упадок общества. И сегодня «История...» Карамзина ценна для нас, но, разумеется, не за монархизм, а потому что она прекрасно написана и является в значительной мере как бы художественным произведением, содержит огромное количество фактов.

Для русской живописи XIX в. был характерен, прежде всего, растущий интерес к человеческой личности. Вторая половина XIX в. отмечена безраздельным торжеством реалистической живописи, в большей или меньшей степени связанной с революционно-демократической идеологией. Глубина психологического и социального анализа

XIX век стал также временем становления и расцвета русской классической музыки. Рождение национальной школы в русской музыке связано прежде всего с именем М. И. Глинки (1804-1857), положившего основание двум направлениям русской оперы – народной музыкальной драме («Жизнь за царя», другое название «Иван Сусанин») и опере-сказке, опере-былине («Руслан и Людмила»).

Лекция 10. Россия в начале XX века. Войны, революции, реформы

План

1. Россия в конце 90- х - начале 900-х гг. Русско-японская война.

2. Первая революция в России. Опыт российского парламентаризма.

3. Столыпин и его реформы.

4. Россия в Первой мировой войне.

Литература:

Аврех А.П. Петр Аркадьевич Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991г.

Айрапетов О.Р. Русская армия на сопках Манчжурии. //Вопросы истории. - №1, 2002.

Государственная Дума первого и второго созыва (от самодержавия к конституционно-парламентской монархии). – М., 2001. _

Коновалов О.В. Чернов В.М. и аграрная программа партии социалистов- революционеров. //Отечественная история. - №2, 2002.

Кравец И.А. Конституционализм и российская государственность в начале XX века. – М., 2000.

Петр Аркадьевич Столыпин. Нам нужна великая Россия. – М., 1991.

1.Российская империя в начале XX века представляла собой абсолютную самодержавную монархию, в которой вся полнота власти принадлежала царю-императору. Герб - двуглавый орел с царскими регалиями, флаг - полотнище бело-сине-красного цвета, государственный гимн - «Боже, царя храни». Царь обязательно должен быть православным.

Главным совещательным органом при царе был Государственный совет, все члены которого назначались императором. Органы управления - Священный Синод (дела церкви) и министерства: иностранных дел, путей сообщения, народного просвещения, юстиции, военное, морское, внутренних дел, государственных имуществ, двора. Руководил ими Комитет (с 1905 г. - Совет) министров. Высшие государственные должности занимали представители поместного дворянства. Губерниями руководили губернаторы, наделенные огромными полномочиями. За правопорядком следила полиция. Политическое следствие проводила жандармерия. В начале XX в. возникли розыскные отделения («охранка»), в которых состояли агенты наблюдения, негласные агенты, провокаторы. Органами местного самоуправления являлись земства, возникшие в 70-е годы XIX в.

К началу XX века Российская империя по территории занимала второе место в мире, уступая только Британской империи. Население России в 1897 г. составляло 125 млн. человек, но плотность населения была очень низкой и неравномерной: 72% жителей проживали в европейской части страны, а на огромной территории Сибири - 5%. В городах проживало 14% населения, тогда как в Англии - 78%, а в Германии 57%. Лишь Москва и Петербург имели более 1 млн. жителей. Смертность населения в России была одной из самых высоких в Европе. Доход на душу населения в 1900 г. составлял 63 рубля в год, для сравнения: в Балканских странах - 101 рубль, в Германии - 184, в Англии - 273, в США -346 рублей. По переписи 1897 г., население страны следующим образом разделялось по сословиям: дворяне, чиновники - 1млн. 8.50 тысяч человек; купцы - 280 тысяч человек; духовенство - 590 тысяч человек; мещане - 13,5 млн. человек; крестьяне - 97 млн. человек; казаки - 3 млн. человек; инородцы - 8 млн. человек.

Экономическое развитие России в начале XX века имело свои особенности:

> во-первых, быстрое развитие капитализма началось в России только после отмены крепостного права в 1861 г.;

> во-вторых, Россия была среднеразвитой страной «второго эшелона» капитализма. Страны «первого эшелона» вступили в эпоху капитализма в XVII - XVIII вв., а Россия - в середине XIX в. Стремление догнать передовые страны обусловило более высокие темпы её экономического развития;

> в-третьих, важным отличием экономики России было сохранение её многоукладности: от натурального хозяйства до крупных монополий;

> в-четвёртых, российская буржуазия не имела политической власти, находилась в оппозиции самодержавию, которое тормозило экономический прогресс страны;

> в-пятых, огромную роль в экономике России играли государственный сектор (казенные заводы, которые были исключены из сферы рыночных отношений) и иностранный капитал;

> в-шестых, неравномерность экономического развития как по регионам, так и по отраслям.

На рубеже XIX - XX вв. в России происходит формирование социалистических партий. Их становлению и развитию способствовало распространение идей К. Маркса среди интеллигенции и передовых рабочих. Первые кружки по изучению и распространению произведений К. Маркса и Ф. Энгельса появились в России уже в 80-х годах XIX в. Русские марксисты мечтали о революции и связывали будущее России только с социализмом. По мере роста рабочего движения социал-демократические кружки возникали в десятках городов. В 1898 году в Минске состоялся первый съезд РСДРП (Российской социал-демократической рабочей партии). На съезде присутствовало 9 делегатов. Вскоре они были арестованы, и съезд не мог принять программу. Оформление партии и принятие программы произошло на втором съезде РСДРП в 1903 году. Программа состояла из двух частей:

> программа-минимум предусматривала задачи буржуазно-демократической революции: свержение самодержавия и установление республики, политические свободы, право наций на самоопределение, отмену выкупных платежей, 8-часовой рабочий день, отмену штрафов и др.;

> программа-максимум ставила задачи: победа социалистической революции, установление диктатуры пролетариата, построение социалистического общества.

На съезде развернулись споры при обсуждении пункта Устава о членстве в партии, в результате чего произошел раскол. После выборов в центральные органы сторонники Ленина получили большинство голосов и стали называться большевиками, а их противники (Мартов, Плеханов) - меньшевиками. Большевистская партия строилась на основе демократического централизма (подчинение меньшинства большинству), была непримирима ко всем другим социалистическим течениям, признавала в социалистическом обществе господство марксистской идеологии и однопартийную систему. Меньшевики рассчитывали на союз пролетариата с либеральными партиями, стояли за многопартийность.

В 1901 - 1902 гг. оформилась революционно-демократическая партия «социалистов-революционеров» (ПСР) - эсеров. Социальная база эсеров - зажиточные слои города и деревни, интеллигенция, молодежь. Их общественный идеал - уничтожение капиталистической собственности и создание общинного социализма. Достичь этого они предлагали через передачу земли крестьянским общинам и раздел её по едокам. Лидером партии был В.М. Чернов. Тактикой борьбы эсеры избрали индивидуальный террор, так как считали, что он оказывает агитационное воздействие на массы, подталкивает их к активным действиям. В 1901 году была создана террористическая «Боевая организация ПСР», во главе которой стоял агент царской охранки Евно Азеф. Эсеры-террористы убили министров внутренних дел Д. С. Сипягина и В. К. Плеве.

Одним из важнейших и трагических событий данного периода является русско-японская война. Ситуация, возникшая на Дальнем Востоке, требовала от России активных действий. Китай, ослабленный затяжным кризисом, приковывал к себе корыстное внимание всех крупных участников мировой политики: Великобританию, Францию, Германию, США, Японию, Россию. Шла ожесточенная борьба за раздел сфер влияния в Китае. Япония в 1894 г. ввела войска в Корею, вступила в войну с Китаем, навязала ему унизительные условия мира (частично они были пересмотрены под давлением России, Франции и Германии). Россия в 1891 г. начала строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, рассматривая его как начало энергичного освоения своих сибирских и дальневосточных окраин. В 1896 г. Китай предоставил России концессию на строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). В 1898 г. Россия добилась права аренды южной части Ляодунского полуострова с крепостью-портом Порт-Артур и портом Дальний. Боксерское восстание в Китае дало повод иностранным державам открыто вмешаться во внутренние китайские дела. Россия ввела войска в Маньчжурию и, несмотря на протесты Японии, заручившейся поддержкой Германии и Великобритании, отказывалась их выводить (хотя российско-японский договор предусматривал вывод войск к осени 1904 г.). Япония, в свою очередь, навязывала России неприемлемые для нее условия соглашения по Корее. Дело шло к открытому столкновению. В руководящих кругах России сложились две группировки. Первая, во главе со статс-секретарем Николая II А. М. Безобразовым, выступала за аннексию Маньчжурии и Кореи в пользу России. За войну выступал и министр внутренних дел В. К. Плеве, полагавший, что «маленькая победоносная война «отвлечет общество от революционных настроений. Вторая группировка, возглавляемая министром финансов С. Ю. Витте, войну с Японией считала авантюрой и выдвигала планы мирного экономического проникновения на Дальний Восток. Верх взяла «безобразовская клика».





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 498 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...