Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Общее понятие герменевтика.
а) Герменевтика - направление в философии, которое исследует теорию и практику истолкования, интерпретации, понимания. Свое название герменевтика получила от шимени древнегреческого бога Гермеса, который был посредником
между богами и людьми - истолковывал волю богов людям
и доносил пожелания людей богам.
б) Основные вопросы герменевтики: как возможно понимание? как устроено бытие, существо которого состоит в понимании?
в) Главная идея гермсневтки: существовать - значит быть
понятым.
г) Предметом исследования, как правило, является текст.
д) К фундаментальным понятиям герменевтики относятся:
- «герменевтический треугольник» - взаимоотношения
между автором текста, самим текстом и читателем; - «герменевтический круг» - циклический характер процесса понимания.
Герменевтика возникла вместе с появлением герменевтических ситуаций - случаев, когда необходимо правильное истолкование и понимание текста.
Содержание основных идей главных представителей герменевтики (Шлейермахера, Хайдеггера, Гадамера, Рикера).
а) Первыми гсрменевтами были средневековые теологи-
схоласты (Фома Аквинский и другие), которые занимались
«расшифровкой» смысла божественных идей, заложенных
в тексте Библии.
б) К числу современных философов-герменевтов можно
отнести Ф. Шлейермахера (1768 - 1834), М. Хайдеггера
(1889 -1976), Г. Гадамера (р. 1900), П. Рикера(р. 1913).
- Согласно Шлейермахеру при толковании текста возможны два метода - грамматический и психологический.
- С помощью первого выявляется «дух языка», с помощью
второго - «дух автора».
в) Герменевтика (толкование текста) имеет смысл при
родственности душ автора и читателя.
- Если автор слишком далек от читателя, текст никогда не будет понят до конца при всех усилиях герменевтики, однако при полном сходстве автора и читателя в тексте не останется скрытого смысла и он не будет нуждаться в толковании.
- Понимание осуществляется двумя путями (их совокупностью): дивинации - искусственного «вчувствования», «вживания» в душу автора произведения; сравнения - сопоставления фактов, других
данных.
- Дивинация должна чередоваться со сравнением и наоборот.
- Когда читатель окончательно поймет и логику языка, и
душу автора, текст будет полностью понят.
г) Взгляды раннего Хайдеггера совмещают в себе герменевтику и экзистенциализм и посвящены бытийной (онкологической), а не познавательной (гносеологической) стороне герменевтики.
- Хайдеггер выводит учение об экзэнстипциалах – условиях человеческого существования. Их два - положенность и понимание: положенность - человеческое бытие определено не мышлением, а фактом своего пребывания
в мире (человек вначале «положен», то есть он есть, а уже затем мыслит); понимание - человек обнаруживает,. что он есть, становится понимающим, а понимание – это истолкование и интерпретация (человек истолковывает
свое бытие в мире определённым образом, и данное истолкование есть понимание человеком смысла своей жизни, своего места в мире).
- Человеческое бытие, по Хаидеггеру, визначально герменевтично (основано на понимании).
д) Ганс Гадамер призывал к тому, чтобы философия с позиций
(гносеологии) перешла на позиции понимания (герменевтики).
- Человеческое существование невозможно без переживания собственного бытия.
- В течение жизни человек, во-первых, накапливает опит (причем большую его часть составляет опыт, наработанный другими поколениями, -«опыт мира»),
во- вторых, вносит свою частицу в «опыт мира».
- Передача «опыта мира» от прошлых поколений к настоящим и от настоящих к будущим осуществляется, главным образом, через книги - тексты, «язык».
- Следовательно, толкование языка текстов, его понимание
должно стать одним из ведущих направлений философии.
е) Центральное понятие философии Поля Рикера -
личность.
- Личность - творец всей человеческой культуры.
- Цель философии - разработать метод понимания
человеческой субъективности.
- В качестве данного метода Рикер предлагает
«регрессивно-прогрессивный», суть которого в том,
чтобы понимать человека через его три измерения -
прошлое, настоящее, будущее.
- По Рикеру, человеческая личность телеологична -
направлена в будущее.
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 423 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!