Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Истории Гегеля



В своих исследованиях Гегель стремится понять: философию природы; философию духа; философию истории; а значит, и их сущность.

а) Природу (окружающий мир) Гегель понимает как
инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму
существования идеи)
.

б) Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: субъективный
дух; объективный дух; абсолютный дух
.

- Субъективный дух - душа, сознание отдельного человека
(так называемый «дух для себя»)
.

- Объективный дух - следующая ступень духа, «дух
общества в целом». Выражением объектов нового духа
является право - данный свыше, изначально
существующий как идея (поскольку свобода заложена в
самом человеке) порядок взаимоотношений между
людьми. Право - реализованная идея свободы. Другим
наряду с правом выражением объективного духа являются
нравственность, гражданское общество, государство
.

- Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно
действительная истина
. Выражением Абсолютного духа
являются: искусство; религия; философия.

Искусство непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, «увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.

Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолютная идея, «увиденная» гениальными людьми, то религия - абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.

Философия - синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми - философами. Философия - полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный, мыслью» - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.

в) Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире,
чем это традиционно принято, и должен включать в себя:
- философию природы; антропологию; психологию;

логику;

- философию государства; философию гражданского
общества;

- философию права; философию истории;

- диалектику - как истину всеобщих законов и принципов.

г) История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного
духа. Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею
свободы, вся история есть процесс завоевания человеком
все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит
всю историю человечества на три больших эры:
восточную;
антично-средневековую; германскую.

- Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) -
такой период истории, когда в обществе осознает себя,
пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один
человек - фараон, китайский император и т. д., а вес
остальные являются его рабами и слугами.

- Антично-средневековая эра - период, когда себя стала
осознавать уже группа людей (глава государства,
окружение, военачальники, аристократия, феодалы),
однако основная масса подавлена и не свободна, зависит
от «верхушки» и служит ей.

- Германская эра - современная Гегелю эпоха, когда себя
осознают и свободны все.

5) Социально-политические взгляды.

- - государство - форма существования Бога в мире (по своей силе и «возможностям» воплощенный Бог); право - наличное бытие (воплощение) свободы; общие
интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы
могут быть принесены в жертву общему благу;

- богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная
свыше реальность, с которой нужно мириться;

- противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо,
двигатель прогресса;

- противоречия и конфликты между государствами, войны

- двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;

- «вечный мир» приведет к загниванию и моральному
разложению;

- регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.
Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и
сознании в том, что
противоречия между бытием (материей)
и идеей (сознанием, разумом) не существует.
Разум, сознание,
идея обладает бытием, а бытие - сознанием
. Все разумное
действительно, а все действительное разумно.

Вопрос IV. Философия субъективного идеализма

1) Общее понятие субъективного идеализма.

а) Суть вопроса: В отличие от объективных идеалистов
(Гегеля и др.), которые считали, что первичная по
отношению к материи идея существует сама по себе как
объективная реальность, независимо от сознания человека,
сторонники субъективного идеализма были убеждены в том,
что:

- во-первых, единственной реальностью является идея;

- во-вторых, что идея существует только в сознании
человека, то есть сознание человека является
существенной реальностью, вне которого ничего не
существует
.

б) Видными представителями субъективного идеализма
являлись Беркли, Юм, Фихте. 2) Философия Джорджа Беркли.

а) Философская позиция. Джордж Беркли (1685 -1753) -
английский философ нового времени, субъективный
идеалист.

б) Можно выделить следующие основные идеи его
философии:

- само понятие материи ложно;

- существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но
единой материи как таковой нет;

- материализм - тупиковое направление в философии,
материалисты не способны доказать первичность
отдельных вещей (которые они именуют материей) по
отношению к идее; наоборот, первичность идеи легко
доказуема- перед изготовлением любой вещи существует
ее идеал, замысел в уме человека, как и замысел
окружающего мира в сознании Бога-творца;

- единственная очевидная реальность есть сознание
человека;

- со смертью человека и его сознания исчезает все;

- идеи - это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-
либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

- высшим доказательством первичности идеи является
существование Бога;

- Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время
как его творенье, окружающий мир непостоянен, хрупок
и всецело зависит от него.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 558 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...