Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Геополитическое положение и этнополитическая история мегарегиона Дона и Северного Кавказа-Юга России



Мегарегион Дона и Северного Кавказа – по точному и ёмкому выражению выдающегося российского учёного-кавказоведа академика Ю.А. Жданова представляет «солнечное сплетение Евразии». Он уникален и поэтому его опыт универсален для России и всего мира.

В составе многонациональной Российской империи по переписи 1897г. насчитывалось 200 этносов, малых народов и этносоциальных групп, 46 из них расселялись на Дону и Северном Кавказе. Сюда же входили и этносоциальные территориально-областные сообщества Донских, Астраханских, Терских, Кубанских казаков.

Сегодня на территории 2-х округов ЮФО И СКФО проживают около 21,5 мл. чел, более 140 этносов и этносоциальных групп самыми крупными по численности являются: русские и казаки более 60%, татары, чеченцы, осетины, аварцы, даргинцы, кумыки, кабардинцы,

Этногенез и его региональные (субрегиональные-краевые) особенности. Одной из центральных проблем изучения истории мегарегиона Юга России: Северного Кавказа, Азово-Донского и Нижневолжского суб(под)регионов, является процесс формирования картины разнообразного полиэтничного и многоконфессионального (религия,вероисповедание) культурного мира.

В современной науке процесс образования народов называется этногенезом (этнос-народ, генезис-происхождение). В основе процессов этногенеза лежат, в первую очередь, происхождение антропологического типа, язык и религия, отчасти территория расселения и ландшафт, среда обитания, материальная, хозяйственная, бытовая и духовная культура. На территории Подонья и Приазовья, Причерноморья, Прикаспия и Северного Кавказа длительный исторический период проживали, в основном, народы: индоевропейской языковой семьи, принадлежащие к иранской, славянской и германской языковым группам: скифы, сарматы, аланы, восточные славяне, русские, украинцы, армяне, греки, грузины, немцы, поляки и др. Они же, в основном, являются и носителями христианской, в большей степени православной культуры.

Другой крупнейшей группой являются народы алтайской языковой семьи, тюркской и монгольской подсемьи: хазары, торки, булгары, печенеги, половцы (кыпчаки), монголы, татары, ногайцы, калмыки. В большинстве своём исповедовавшие ислам, кроме калмыков, которые остались приверженцами разновидности буддизма – ламаизма.

Свой значимый след в истории и культуре Дона и Приазовья так же оставили и представители отдельных народов Кавказа, степного Предкавказья и Причерноморья: черкесы, адыги, шапсуги, чеченцы и ингуши, так же исповедовавшие ислам.

Представители еврейской диаспоры в Приазовье и на Кавказе представляли - афро-азиатскую языковую семью и исповедовали иудаизм. Важнейшей специфической особенностью подрегиона, связанной с его географическим и геостратегическим положением, природоресурсным потенциалом, являлись процессы культурных заимствований (комплиментарности) в ходе постоянного соприкосновения различных цивилизаций, народов и культур. При массовых миграциях населения, в ходе войн и завоеваний, торговли и обмена, в древности и в средние века, весьма часто происходило смешение различных этнических групп, часто народы перемещались на новое место, или же объединялись в одну уже новую этническую общность, а иногда растворялись, ассимилировались среди других. Возникали метисные прослойки, отдельные устойчивые этносоциальные группы (донские армяне, греки, немцы) и даже уникальные полиэтничные сообщества - субэтносы, как, например, донское, терское и кубанское казачество.

Поэтому проблемы изучения этногенеза относятся к числу одних из самых интересных, но и самых сложных, дискуссионных проблем исторической науки, геополитики и регионалистики, культурологи, этнографии и социологии. Это своего рода исторический и социокультурный феномен, который следует внимательно изучать и применять по возможности выработанные практикой этнокультурных взаимоотношений лучшие универсальные механизмы заимствования и комплиментарности, толерантности.

В современной научной и учебной литературе и историографии существует несколько вариантов периодизации, разработанных с учётом систематизации и необходимости обобщения различных методологических подходов, формационных и цивилизационных критериев (от 3 - 5 и до 10 периодов, с выделением отдельных значимых этапов.)

В более обобщённом виде периодизация региональной истории Юга России предложена Т.Ф. Ермоленко:





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 628 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...