Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Народонаселение



К основополагающим факторам развития общества относится и народонаселение, олицетворяющее естественный процесс воспроизводства и развития человеческого рода. Данный процесс осуществляется прежде всего в рамках семьи, представляющей собой одновременно биологическую и социальную ячейку общества. Воспроизводство народонаселения генетически базируется на функционировании семьи и также имеет биосоциальное содержание.

Важное значение имеют динамика роста народонаселения, его плотность в той или иной стране и т. п. Следует отметить достаточно быстрый рост населения земного шара в XX столетии. В начале века население Земли насчитывало 1 млрд. 608 млн. человек, в 1930 г. оно составило уже два миллиарда, в 1976 г. – четыре миллиарда, в 1987 г. – пять миллиардов. Предполагается, что к 2000 г. население Земли увеличится до 6—7 миллиардов человек.

Наличие необходимого количества населения – это благоприятный фактор развития общества. Ведь люди выступают в качестве его основной производительной силы, носителей знаний, навыков, умений, а также нравственных и эстетических качеств, позволяющих решать проблемы общественной жизни. В то, же время при избытке населения возникают проблемы безработицы, нехватки продовольствия и т. п. Решать эти проблемы бывает очень сложно.

В свое время английский экономист и священник Т. Мальтус (1766—1834) сформулировал закон динамики народонаселения, в котором попытался выразить соотношение роста населения и возможностей его обеспечения средствами питания. Он исходил из того, что народонаселение растет в геометрической прогрессии, а производство продуктов питания – в арифметической прогрессии, т. е. существенно отстает от роста народонаселения. Отсюда делались выводы о возможном мировом голоде и гибели человечества вследствие перенаселения планеты.

Хотя Мальтус поставил вполне реальную проблему возможностей обеспечения питанием быстро растущего населения Земли, которую решает и современное человечество, он решал ее слишком прямолинейно, без учета многих факторов общественной жизни. Речь идет, прежде всего, о развитии материального производства, существенно расширяющего возможности решения проблем продовольствия путем более рационального использования природы. Не учитывались и возможности науки, способной помочь в решении указанной проблемы. Наконец, нельзя не учитывать культурно-этическую сторону развития потребления, ограничения последнего до разумного уровня. Важное значение имеет формирование разумных потребностей людей, в чем проявляется их подлинная культура. Эти стороны проблемы потребления и возможности сознательного воздействия на него не учитывались Мальтусом и его единомышленниками. Не учитываются они и современными мальтузианцами.

Разумеется, далеко не все мыслители разделяют взгляды мальтузианцев. Многие ученые говорят о далеко не использованных ресурсах планеты, в том числе находящихся на Земле и в Мировом океане. Обосновывается вывод о том, что при современной технике можно использовать в хозяйственных целях 13,4 млрд. гектаров доступной для обработки земли. Пока что в этих целях используется только 1,5 млрд. гектаров земли (10,8%). Резервы очевидны.

В среднем на каждого жителя планеты приходится сегодня 1 гектар земли, однако эта величина снижается в связи с ростом народонаселения и с тем, что часть земли выпадает из сельскохозяйственного оборота, поскольку используется на нужды промышленности, строительства и т. д. Это вызывает тревогу. И все-таки, по данным экспертов ООН, человечество уже сегодня может ввести в оборот столько же пахотной земли, сколько ее имеется на данный момент[97]. Огромные резервы имеются в освоении пустынь, гор, северной части планеты, Мирового океана. Сегодня продукты Мирового океана составляют не более двух процентов потребляемой человечеством пищи. В основном это рыба. Другие его продукты добываются и потребляются пока в ничтожном количестве.

Таким образом, человечество еще имеет возможности более или менее успешно решать продовольственную проблему за счет рационального потребления и воспроизводства природных продуктов. Эти возможности, однако, далеко не одинаковы в разных регионах и странах. Все зависит от природных богатств страны, уровня развития ее производительных сил, а также от количества населения и его структуры, скажем, от соотношения работоспособных и неработоспособных слоев населения.

При этом проблема оптимальной структуры населения (половозрастной, профессиональной и т. д.) должна решаться в тесной связи с использованием возможностей современного производства. Население не будет лишним, если оно занято в производстве, а уровень последнего позволит полностью удовлетворить основные потребности людей. Если же этого не происходит, появляется «лишнее» население, которое называют также избыточным.

С другой стороны, населения станет не хватать, если из-за отсутствия трудовых ресурсов нельзя будет привести в движение все возможные производительные силы общества, в том числе его научный потенциал, станочный парк, энергоресурсы и т. д. Ведь прежде чем подготовить население как главную производительную силу общества (обучить профессиям, развить творческие способности и т. п.), оно должно существовать. В ряде стран проводится так называемая популяционистская политика, направленная на поощрение рождаемости. Такая политика осуществляется в США, во многих странах Европы. Проблема рождаемости и роста народонаселения чрезвычайно остро стоит в современной России. Требуются большие усилия по подъему экономики страны и уровня жизни народа, чтобы изменить тенденцию спада рождаемости и сокращения численности населения.

Для других стран, в том числе Китая, Японии, многих стран Латинской Америки, характерна тенденция быстрого увеличения рождаемости и роста численности населения. Ситуацию в некоторых из них иногда характеризуют как «демографический взрыв». Здесь возникает не менее серьезная проблема сокращения рождаемости и сознательного регулирования темпов роста населения. Определенных успехов в решении этой проблемы добилась Япония, где в последние годы рождаемость поддерживается на оптимальном для этой страны уровне.

Необходимо учитывать, что демографические процессы в своем развитии обладают значительной самостоятельностью и подчиняются присущим им объективным закономерностям. Они в большой степени зависят от половозрастной структуры населения, прежде всего от соотношения в том или ином регионе женщин и мужчин, молодых и пожилых людей. Надо учитывать и то, что демографические процессы связаны с определенными традициями. Так, например, в азиатских, африканских и латиноамериканских странах существуют традиции многодетности семей, подкрепляемые религиозными взглядами. Во многих странах Европы, в том числе и в России, складываются немногодетные семьи.

Все говорит о том, что единого способа решения проблемы народонаселения нет и не может быть. Эта проблема решается под влиянием целого ряда природных и социальных факторов, которые отнюдь не одинаковы в Европе и на Ближнем Востоке, Африке и Северной Америке. Неодинаковы они даже в странах одного континента.

Любое государство, исходящее из интересов своего народа, стимулирует процессы, направленные на достижение оптимальной для него численности и структуры народонаселения.


[1]Хайдеггер М. Письмо о гуманизме// Проблема человека в западной философии М., 1988.

[2]Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

[3]Камю А. Избранное. М., 1990. С. 345—425.

[4]Громов М. Н. О своеобразии русской средневековой философии//Философские науки 1990. № 11. С. 49.

[5]Мономах В. Поучение//Златоструй. Древняя Русь. X—XII вв. М., 1990. С. 165.

[6]Памятники литературы Древней Руси. М., 1984. С. 441.

[7]Ильин И. А. О русской идее // Русская идея. М., 1992. С 443

[8]См.: Зеньковский В. В. История русской философии. Л., 1991. Т. 1. Ч. 1 С. 52—53.

[9]Крижанич Ю. Политика. М., 1965. С. 381.

[10]Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. М., 1950. С. 98.

[11]Там же. С. 92.

[12]Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. С. 93.

[13]Радищев А. Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952. С. 315.

[14]Там же. С. 331.

[15]Антология мировой философии. Т. 1. 4. I. C. 295—296.

[16]Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969. С. 295—296.

[17]Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. С 275—276.

[18]Там же. С. 322.

[19]Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. С. 552—553.

[20]Антология мировой философии. М., 1970. Т. 2. С. 185—186.

[21]Лооский Н. О. История русской философии. М., 1991. С. 264.

[22]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6—7.

[23]Там же. Т. 42. С. 265.

[24]Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 18. С. 131.

[25]Ньютон И. Математические начала натуральной философии// Известия Николаевской морской академии. Вып. IV. Пг.. 1915. С 30.

[26]Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Отдел 1, Гл V. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 51.

[27]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 391.

[28]Мы приводим ее с сокращениями.

[29]Вопросы философии 1976. № 9.

[30]

[31]Системные исследования. Ежегодник 1971. М, 1972 С 5—17

[32]Урманирв Ю. A. Начала общей теории систем//Системный анализ и научное знание. М., 1978. С. 7—41.

[33]Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 1, 3.

[34]Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 21. С. 284.

[35]Винер И. Творец и робот. М., 1966. С– 82—83.

[36]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21.

[37]Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980. С. 30—34.

[38]Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного//Вопросы философии. 1988. № 1.

[39]Adler A. Superiority and social interest. N.Y., 1979. P. 215.

[40]Fromm E. The sane society. L., 1963. P. 14.

[41]Фромм Э. Адольф Гитлер – клинический случай некрофилии. М., 1992. С. 27.

[42]Юнг К. Г. Об архетипах коллективного бессознательного//Вопросы философии. 1988. № 1.

[43]Adler A. Superiority and social interest. N.Y., 1979. P. 215.

[44]Fromm E. The sane society. L., 1963. P. 14.

[45]Фромм Э. Адольф Гитлер – клинический случай некрофилии. М., 1992. С. 27.

[46]Это замечание необходимо сделать, поскольку в современной философии существует особое направление, которое также носит название «философская антропология». В этом случае данный термин употребляется в узком смысле. Он означает преимущественно немецкое философское течение в философии XX в.. берущее свое начало у М. Шелера и получившее развитие у Г. Плеснера. А. Гелена, Э. Ротхакера и др. Основная задача философской антропологии в этом узком смысле сводится к изучению и обоснованию сущности собственно человеческого бытия и человеческой индивидуальности, попытке объяснить из человека не только его собственную природу, но и смысл окружающего мира. В этой связи Шелер полагал, что все центральные проблемы философии можно, по существу, свести к проблеме человека (См.: Шелер М. «Положение человека в космосе/ /Проблема человека в западной философии. М., 1988).

[47]Анимизм (от лат. anima, animas – дух, душа) – совокупность фантастических представлений о наличии души как независимого начала у человека, животных, растений и других предметов.

[48]Платон. Сочинения: В 3 т. М., 1970. Т. 2. С. 238.

[49]Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 63, 259, 378.

[50]Там же. С. 379.

[51]Там же. С. 283.

[52]Там же. С. 67.

[53]Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. С. 379.

[54]Валла Л. О наслаждении//Антология мировой философии: В 4 т. М., 1970. Т. 2. С.81.

[55]Гоббс Т. Избранные сочинения. М., 1926. С. 257.

[56]Гольбах П. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного. М., 1924. С. 9.

[57]Кант И. Сочинения. М., 1966. Т. 6. С. 351.

[58]Кант И. Сочинения. Т. 6. С. 351.

[59]Кант И. Сочинения. Т. 6. С. 366.

[60]Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974. Т. 1. С. 85.

[61]Гегель. Философия права. М., 1990. С. 97.

[62]Белинский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1956. Т. 12. С. 22.

[63]Герцен. А. И. Избранные философские произведения. М., 1948. Т. 2. С. 314.

[64]Чернышевский Н. Г. Избранные философские сочинения. М., 1951. Т. 3. С. 251.

[65]Соловьев B. C. Собрание сочинений: В 10 т. СПб., 1911. Т. 3. С. 121.

[66]Бердяев Н. А. О русской философии. М., 1991. Ч. 1. С. 20—21.

[67]Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990. С. 328—329.

[68]Антропогенез (от греч. anthropos – человек и греч. genesis – происхождение) – учение о происхождении человека.

[69]Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 221.

[70]Урысон М. И. Дарвин, Энгельс и некоторые проблемы антропогенеза // Советская этнография. 1978. № 3. С. 12.

[71]Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 151.

[72]Там же.

[73]Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда. М., 1993. С. 193.

[74]Там же. С. 193.

[75]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 265.

[76]Wilson E. O. Introduction: What is sociobiology?//Sociobiology and human nature. Ed. by M. S. Gregory. S-Fr., 1978. P. 2.

[77]Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972. С. 188.

[78]Толстой Л. Н. Сочинения. М., 1911. Ч. 20. С. 69.

[79]Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

[80]Кант И. Сочинения; В 6 г. М., 1966. Т. 5. С. 469.

[81]Гегель. Философия права. Ч. 3. Раздел 2: Гражданское общество М., 1990.

[82]Там же. С. 256, 257.2

[83]Вятр Ежи. Социология политических отношений/ Пер. с польск. М., 1979. С. 350.

[84]Там же. С. 352.

[85]См.: Уледов А. К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

[86]Уледов А. К. Структура общественного сознания М., 1968. С. 180.

[88]Монтескье Ш. Л. О духе законов. Избр произв. М., 1966. С. 350.

[89]Там же. С. 350—352.

[90]Дорст Ж. До того, как умрет планета. М., 1968. С. 13.

[91]Литературная газета. 1987. 19 авг.

[92]Там же.

[93]Экологическая ситуация как объект исследований (Материалы общего собрания Академии наук СССР) // Вестник Академии наук СССР. 1989. № 5. С. 62.

[94]Вестник Академии наук СССР. 1989. № 5 С. 13.

[95]Там же. С. 15.

[96]См.: Меморандум в защиту природы // Экологическая альтернатива. М.: Прогресс, 1990.

[97]Сытник К. М., Брайон А. В., Гордецкий А. В. Биосфера, экология, охрана природы. Киев, 1987. С. 239.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 443 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...