Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) учился на юридическом факультете Киевского университета. Увлечение марксизмом и связь с социал-демократами привели к аресту, исключению из университета, ссылке. (но по-настоящему марксистом никогда не был). Тема России – одна из центральных в его творчестве. Революцию 1917 г. не принял. Был выслан в 1922 г. за границу. Умер в Кламаре (недалеко от Парижа). За год до смерти был избран почетным доктором Кембриджского университета. Две книги - «Философия свободы» (1911) и «Смысл творчества». (1916.)
Центральные идеи философии Н. А. Бердяева – свобода и творчество. В его философии раскрывается реализация присущей человеку свободы.
По Гегелю, дух безличен и в конечном счете сводится к разуму.
По Бердяеву, дух («царство духа» противостоит «царству природы») это внерациональное начало в человеке, которое выводит его за пределы природы. (необходимости, ставит человека «по ту сторону» предметного мира, «по ту сторону» рационального мышления). И в то же время дух принадлежит человеку, созданному из плоти и вписанному в порядок общественной жизни. Дух соединяет сферу человеческого со сферой божественного: «Дух одинаково и трансцендентен (т. е. запределен, потусторонен, надмирен. - Авт.) и имманентен (т. е. посюсторонен, укоренен в этом мире. - Авт.). (...) Дух не тождественен сознанию, но через дух конструируется сознание, и через дух же переступаются границы сознания...» (Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 380).
По Бердяеву, дух есть свобода. Дух и свобода не безличны, они всецело принадлежат личности. Именно личность, а не безличный разум есть подлинный субъект творчества, подлинный творец культуры. Дух у человека — от Бога, но свобода, присущая духу, имеет не только божественное происхождение: свобода коренится в том безначальном и до-бытийном «ничто», из которого Бог сотворил мир. Свобода есть великая неопределенность и великий риск, в ней кроется как возможность добра и бесконечного возвышения человека, так и возможность зла и бесконечного падения. Свобода духа есть подлинный источник всякой творческой активности. Свобода не связана ограничивающими путами и условиями бытия, но сама способна творить новое бытие. «Дух есть свобода, свобода же уходит в добытийственную глубину. Свободе принадлежит примат над бытием, которое есть уже остывшая свобода. (...) Поэтому дух есть творчество, дух творит новое бытие. Творческая активность, творческая свобода духа первична. (...) Но дух не только от Бога, дух также от начальной, добытийственной свободы, от Ungrund'a. (...)...Он (дух. -Авт.) свобода в Боге и свобода от Бога....Эту тайну нельзя рационализировать...» (Бердяев Н. А. Дух и реальность //Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М., 1994. С. 379).
У Бердяева на первый план выходит человек как свободная творческая личность. «Остывшая свобода» личного духа, это - результаты личного творчества человека. Но отсюда вытекает и трагедия культурного творчества: дух вынужден воплощаться в предметно-символические формы, сковывающие его свободу и устремленность в беспредельное. Этой теме посвящена статья Бердяева «Воля к жизни и воля к культуре» (1922 г.). «Все достижения культуры, — пишет Бердяев, - символичны, а не реалистичны. Культура не есть осуществление, реализация истины жизни..., красоты жизни..., божественности жизни. Она осуществляет лишь истину в познании, в философских и научных книгах...; красоту — в книгах стихов и картинах, в статуях и архитектурных памятниках, в концертах и театральных представлениях; божественное — лишь в культе и религиозной символике. Творческий акт притягивается в культуре вниз и отяжелевает».
Вывод:
Свобода – это то, что, на онтологическом уровне определяет содержание «царства духа», смысл его противостояния «царству природы».
Свобода является основой и целью творчества человека. (в творчестве можно обрести полную свободу)
Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 753 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!