Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Брахманизм



Начало формирования философского мышления в Индии связано с брахманизмом, т.е. учениями брахманов (священников, жрецов). В своих догмах брахманизм основывался на ведах (от др.инд. веда – знание, ведение). Веды представляют собой собрание древнеиндийских источников, сборники гимнов в честь богов. Они составлялись в течение примерно девяти столетий (1500 – 600 лет до н.э.). В середине 2 тысячелетия до н.э. в северо-западную Индию с Запада вторгаются племена ариев. Их гимны, легли в основу Вед. Все ведические тексты считаются священными книгами (наподобие Библии). Знатоками и толкователями вед считались брахманы.

Ведическая литература охватывает период с II тыс. до VI в. до н.э. Самую древнюю часть Вед составляют четыре санхиты (сборника): Ригведа (сборник гимнов), Яджурведа (жертвенные изречения), Самаведа (жертвенные песни), Атхарваведа (песни-заклинания).

Центральный миф РВ говорит нам о происхождении мира, то есть имеет космогоническое содержание. Обратимся к гимну РВ X. 129 (Римской цифрой обозначается номер книги РВ, арабской - номер гимна в книге). Здесь говорится, что в начале были лишь воды, которые несли в себя семя жизни. Это было состояние нерасчленённого единства: нет ни неба, ни земли, ни дня, ни ночи, ни добра, ни зла, ни мужского, ни женского начал. Это состояние называется также Тьмой. Из него зародилось Единое.

В других гимнах РВ говорится о том, что за пределами начального мира родился бог Индра, он сделал мир контрастным и определённым, наделил его светом и тьмой, жизнью и смертью, добром и злом. Вместе с тем всё это было приведено в состояние равновесия. Один из мифов говорит нам о том, как Индра раскалывает плавающий холм - речь идёт о небольшом холме земли, который поднялся со дна тех первичных Вод и плавал в них. Но Индре приходится преодолевать сопротивление Дракона Вритру. В результате из холма вырывается жизнь в виде воды и огня; вода представлена четырьмя реками, а огонь - Солнцем. Холм же начинает приобретать опору, растет во все стороны и достигает размеров земли. В то же время он остаётся центром космоса и гвоздём, который прикрепляет землю к её месту. Затем Индра поднимает небо и подпирает его столбом, так возникает мировое дерево /Древо/. Оно разделяет небо и землю, но оно и соединяет их, как бы приводя в согласие. РВ содержит и другие сведения о творении мира, в частности там говорится о мировом яйце - оно возникло по причине уплотнения вод, или же из жара, выделяемого водами. В другом случае речь идёт о космическом кабане - в нём воплощён бог-творец Праджапати, который на своих копытах принёс грязь со дня вод и она начала расти, становясь землёй. Есть там и идея макрокосмической эмбриогонии, согласно которой рождение космоса рассматривается по аналогии с зачатием и рождением человека в материнском лоне.

Позднее, (ок.10 в. до н.э.), возникают брахманы – ритуальные тексты – комментарии к текстам вед и араньяки – «лесная книга», повествующая о жертвоприношениях. Названа лесной потому что содержала тексты предназначенные для отшельников.

Завершают ведический комплекс Упанишады (ок. 8 – 6 вв. до н.э.) (в переводе с санскр. - сидеть рядом с учителем) содержит трактаты религиозно-философского характера.

В них рассматриваются вопросы:

- о рождении мира,

- об основе мира, об его строении,

- о происхождении и сущности человека и его посмертной судьбе.

Учение о брахмане и атмане.

Центральной идеей формирующейся философии Древней Индии стала идея внутренней взаимосвязи, единства всего существующего. Мир един, т.к. происходит из единого начала.

В Упанишадах в качестве первоосновы бытия выступает Брахман – универсальное, безличное духовное начало, из которого рождается весь мир.

Брахман отождествляется с духовной сущностью каждого индивида (Атман). Брахман совпадает и в тоже время противопоставляется Атману. Атман – индивидуальная душа, субъективное духовное начало. Брахман в индивиде осознаёт самого себя и переходит в Атмана, но на высшем уровне развития возвращается к Брахману.

«Как из пылающего огня тысячами возникают искры, подобные ему, так различные существа рождаются из брахмана и возвращаются в него же. Брахман неуничтожим, бессмертен, бестелесен». В последствии с этим соглашались все индийские философские школы, кроме одной – червака (локаята). Она утверждала, что мир состоит из тверди, жидкости, жара и воздуха.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 1006 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...