Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Виды монтажа



Монтаж как выразительное средство используется для того, чтобы с помощью соединения, столкновения двух кадров вызвать у зрителя определенные эмоции или передать соответствующую идею. Благодаря монтажу зритель в конечном итоге получает впечатление единой картины, единого образа реальной или иллюзорной действительности. Из всего многообразия видов монтажа можно выделить последовательный, параллельный и ассоциативный.

Последовательный или повествовательный монтаж излагает содержание события или явления в хронологической или логической последовательности. Такая организация материала характерна в первую очередь для научного кино. Для повествовательного монтажа характерны плавные переходы, резкое противопоставление кадров не свойственно для него, т.к. может отвлечь зрителя от главной мысли.

Параллельный монтаж соединяет между собой два или более событий происходящих в разных местах и возможно в разное время. Благодаря этому виду монтажа, можно добиться отчетливого ощущения одновременности двух различных действий и тем самым выявить их взаимозависимость, взаимосвязь. В реальной действительности одновременно происходит бесчисленное множество действий. Люди загорают на пляже. Студенты сдают экзамены. Автомобили мчаться по трассе. Где-то едут танки. Молодожены стоят у алтаря. Кто-то умирает. Режиссер, объясняя, трактуя действительность, должен отбирать кадры, запечатлевшие эти действия, чтобы выявить их связь. Если он смонтирует кадры, изображающие одновременные действия, таким образом, что при этом отчетливо выявится их смысл, их значение, то это будет не простая передача реальности, а ее авторская трактовка. Пользуясь параллельным монтажом при создании фильма, можно выражать на экране сложные, отвлеченные понятия и идеи, углублять и усиливать эмоции, придавать динамизм и напряженность развитию сюжета. Примеры его использования можно найти едва ли не в каждом кинофильме, хотя, конечно, сила его воздействия не одинакова, она зависит от таланта сценариста и режиссера. Разновидностью параллельного монтажа, его частным случаем является перекрестный монтаж, который показывает два или несколько связанных между собой и происходящих одновременно действий, как это бывает в классических по построению эпизодах – погонях. Обостренное ощущение опасности создадут следующие чередующиеся кадры: ребенок, беззаботно играющий на рельсах, приближающийся поезд и спешащий на помощь человек. Нередко параллельный монтаж используется для «сжатия» времени.

Ассоциативный монтаж – характерен включением в повествование кадров, способных вызвать образное сравнение, ассоциации, придать новый смысл эпизоду. Он предполагает косвенную, опосредованнуюсвязь между явлениями. Такого рода монтаж часто использовал в своих фильмах С.Эйзенштейна. Монтаж работающих людей с деталями механизмов («Броненосец «Потемкин»), рождал у зрителя мысль о механистичности, бесчеловечности такого труда; сопоставление эрмитажных скульптур изящных женских фигур с одетыми в военную форму дам из женского батальона, передавало мысль о несовместимости понятий «женщина» и «война».

Весьма распространен прием передачи настроения человека через изображение явлений природы: тяжелые черные тучи подчеркивают мрачное, плохое настроение человека; яркое солнце, радуга ассоциируются с радостью; осенняя непогода, моросящий по лужам дождь с грустью и унынием. Полностью на аналогиях поведения животных и людей, внешней схожести отдельных животных с отдельными людьми построен наполненный юмором документальный фильм «Zоо» (Нидерланды).





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 6088 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...