Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Раздел четвертый. Наказание. Многие из вошедших в российскую и мировую элиту, не толь­ко юриспруденции, но и культуры, ученых высказывались против смертной казни



Многие из вошедших в российскую и мировую элиту, не толь­ко юриспруденции, но и культуры, ученых высказывались против смертной казни. Это Н.А. Бердяев, П.Д. Боборукин, М.Н. Гернет, А.Ф. Кистяковский, В.Г. Короленко, П.А. Кропоткин, В.Д. Набо­ков, А.А. Пионтковский (старший), В.Д. Спасович, Н.С. Таганцев, Л.Н. Толстой, И.Я. Фойницкий и др.

Проблема смертной казни изначально рассматривалась с диамет­рально противоположных позиций — «за» и «против». Еще до нашей эры данный вопрос дискутировался на уровне развития демократии Древней Греции и ассоциируется с именем Диодота, оспаривавшего эффектив­ность предупредительного воздействия смертной казни на население.

Общеизвестно отношение к смертной казни в средневековой Европе с ее изощренностью форм и методов исполнения. Тем значимее яв­ляются первые попытки поставить под сомнение целесообразность ее применения. И тем более необходимо отдать должное выдающе­муся итальянскому гуманисту и просветителю XVIII в. Ч. Беккариа1, который в трактате 1764 г. «О преступлениях и наказаниях», выра­жая требования нарождавшейся буржуазии в борьбе с феодализмом, высказался за отмену смертной казни. Поставив вопросы: «Является ли смертная казнь действительно полезной и справедливой в хорошо устроенном правлении?» и «Что это за право убивать себе подобных, присвоенное людьми?»2, он обосновывает вывод о том, что в циви­лизованном государстве при господстве законов нет необходимости в применении смертной казни. Это особенно важно, поскольку сре­ди известных просветителей XVIII в. бытовало либо позитивное от­ношение к смертной казни (Вольтер), либо нейтрально-умеренное (Монтескье, Руссо).

Переходя к рассмотрению проблемы смертной казни в истории Рос­сии, следует сделать одно общее замечание. Истоки ее происхождения в качестве вида наказания можно проследить на примере принципа та­лиона — воздаяние лицу, совершившему преступное деяние, путем при­чинения ему вреда, тождественного тому, который он причинил. Кратко это выражается в известной формуле «око за око, зуб за зуб» и обычно связывается с законами вавилонского царя Хаммурапи. И хотя в даль­нейшем принцип талиона во многом был вытеснен уплатой пени в поль­зу потерпевшего, основы отйошения к смертной казни как адекватно­му возмездию за содеянное очевидны. Наиболее явно это проявляется в обычае кровной мести, дошедшем из глубины веков и сохранившем­ся в ряде религиозных законов до настоящего времени.

О жизни и деятельности Ч. Беккариа см.: Решетников Ф.М. Беккариа. М., 1987. 2 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. М., 1939. С. 314.






Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 309 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...