Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятие, история и структура безопасности



В. И. Даль указывал, что безопасность есть «отсутствие опасности, сохранность, надежность».
По мнению С. И. Ожегова, «безопасность - положение, при котором не угрожает опасность кому-нибудь, чему-нибудь».
Однако такое состояние, когда отсутствуют какие-либо угрозы, является идеальным. В реальности же всегда существует определенная опасность или возможность ее возникновения. Поэтому в понятие безопасности включают способности общества противостоять возможным угрозам.
Опасность - это вполне осознаваемая, но не фатальная вероятность нанесения ущерба интересам общества.
Иногда понятия «опасности» и «угрозы» отождествляют, считая различия между ними незначительным. Но все же правильнее трактовать опасность как некоторую вероятность нанесения ущерба. Это значит, что она может существовать, а угрозы не будет, и только в определенных условиях опасность может достичь характера угрозы.
Угроза - это реальная, непосредственная возможность нанесения ущерба жизненно важным интересам.
Ее характеризуют четыре важнейших признака. Во-первых, это динамическая возросшая опасность. Во-вторых, демонстрация готовности совершить насилие для причинения ущерба. В-третьих, угроза понимается как намерение одних субъектов причинить ущерб другим. В-четвертых, она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба в действительность.
Например, после прихода к власти в начале 30-х годов прошлого века Гитлер заявил, что необходимое для Германии жизненное пространство находится на Востоке. Такие взгляды представляли собой опасность для Советского Союза. Угрозой стала концентрация немецко-фашистских войск у советской границы.

Наиболее общее понятие «безопасность» употребляется применительно ко многим процессам. Оно отражает не только присущие конкретному случаю специфические признаки безопасности субъекта, но включает в себя нечто общее, что и позволяет использовать это понятие в различных областях.

В советскую эпоху в академическом Словаре современного русского языка это понятие трактовалось также, но в несколько урезанном виде, как отсутствие опасности, сохранность. Однако применительно к нашему предмету исследования данного лингвистического толкования понятия безопасности явно недостаточно, поскольку под отсутствием опасности как бы подразумевается возможность достижения подобной идеальной ситуации. Но в реальной жизни всегда существовали, существуют и будут существовать опасности самого различного характера. Поэтому категория «безопасность» не абсолютна, а только относительна и смысловое значение приобретает только в связи с конкретными объектами или сферой человеческой деятельности и окружающего мира.

Безопасность не существует сама по себе, изолированно от общей человеческой жизнедеятельности. Она тесно связана со всеми сторонами жизни общества, коренной задачей которого является самосохранение и развитие.

Бытовая безопасность, или безопасность существования человека, есть его защищенность от негативных воздействий различного характера, способных нанести ущерб его организму. Данная категория безопасности относится к человеку как биологическому существу и отражает необходимость защиты его чисто физиологических потребностей, заложенных природой, в первую очередь потребности в самосохранении. Данная безопасность обеспечивается соблюдением человеком определенных инстинктивных или выработанных опытом норм и правил поведения в повседневной жизни, в быту. Сюда относятся противопожарная безопасность, безопасность на транспорте, безопасность труда и т. д.

Безопасность животного и растительного мира — это защищенность всех видов фауны и флоры от вымирания и исчезновения из-за негативных воздействий различного характера. Она обеспечивается выработанными природой различными механизмами регуляции в ходе борьбы за существование.

Понятие «безопасность» встречается с древних времен и связывается обычно всемогуществом Бога, способного оградить от опасности. Так, например, в Ветхом Завете в Книге Премудрости Соломона указывается: «Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность - долголетнюю старость неправедного; ибо они увидят кончину мудрого и не поймут, что Господь определил о нем и для чего поставил его в безопасность» (Прем 4; 16-17). А в Книге пророка Исайи сообщается: «доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом. Тогда суд водворится в этой пустыне, и правосудие будет пребывать на плодоносном поле. И делом правды будет мир, и плодом правосудия - спокойствие и безопасность вовеки. Тогда народ мой будет жить в обители мира и в селениях безопасных, и в покоищах блаженных» (Ис 32; 15-18).

В Новом Завете также можно встретить термин «безопасность», например, в посланиях Апостола Павла: «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность ", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес 5; 1-3).

Размышляли о безопасности и в Древнем Риме. Цицерон, к примеру, на первое место выдвигал проблему безопасности (видимо, с учетом конкретных условий общественной жизни того времени). Он говорил, что «прежде всего каждому виду живых существ природа даровала стремление защищаться, защищать свою жизнь...избегать всего того, что кажется вредоносным, и приобретать, и добывать себе все необходимое для жизни» [Цицерон. Об обязанностях. М., 1999. С. 131.].

В Российской империи понятие, «безопасность» стало употребляться только с 80-х годов XIX в. и имело весьма специфическую направленность. В основном упор делался на «охранение общественной опасности», как деятельности, направленной на борьбу с государственными преступлениями. В «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. употреблен термин «государственная безопасность» как однопорядковый с термином «общественная безопасность».

Традиции самодержавного правления по обеспечению институтов государства сохранились и в послеоктябрьский период российской истории. В СССР «безопасность» фактически отождествлялась с государственной безопасностью. Законодательное закрепление в июле 1934 г. понятия «государственная безопасность» можно считать одним из наиболее ярких признаков огосударствления общества. В сферу государственной безопасности были включены также ситуации, возникающие в духовной жизни общества, связанные с реализацией права граждан на создание объединений, организаций, союзов, с проведением в жизнь конституционного принципа свободы совести и т.д. В целях безопасности широко использовались репрессивные и иные принудительные меры, включая жесткое подавление инакомыслия, преследование любой критики и проявления недовольства политическим режимом и другими условиями жизни общества.

Смена общественного и государственного строя привела к эволюции как в теоретико-правовых понятиях, так и в отношениях к самой проблеме обеспечения безопасности. В 90-х гг. прошлого века появились многочисленные публикации, посвященные социально-политической сущности безопасности личности, общества и государства. При этом подчеркивалось, что понятие «безопасность» как сложнейшее социальное явление объективно имеет конкретно-исторический характер и тесно связано со всеми формами и направлениями взаимодействия в системе «природа - человек - общество».

В советский период в нашей стране доминировала узкая трактовка безопасности, под которой понималась исключительно государственная безопасность, да и та сводилась главным образом к области контрразведки и недопущению какой-либо оппозиции и инакомыслия. Даже в военной сфере практически никогда не говорилось о военной безопасности, а преимущественно об обороноспособности страны, что далеко не одно и то же.

Если понятие безопасность используется давно, то термин "национальная безопасность» появился по историческим меркам недавно. Впервые это понятие было использовано в 1904 году в Послании президента США Теодора Делано Рузвельта Конгрессу, где он обосновал присоединение зоны Панамского канала интересами «национальной безопасности».
Термин «национальная безопасность» появился в теоретической и практической политологии после Второй мировой войны, когда в 1947 г. в США был принят закон «О национальной безопасности». Но для нашей страны он практически новый. В1947 году Конгресс США принял закон «О национальной безопасности», согласно которому был создан существующий и сегодня Совет национальной безопасности (СНБ).
В нем разрабатывается система целей, интересов, угроз и приоритетов национальной политики. С 1971 года действует подкомитет СНБ, устанавливающий приоритеты США.

В СССР проблема национальной безопасности официально не разрабатывалась. Она как бы включалась в привычную для советского времени категорию «обороноспособность».
В нашей стране осмысление проблемы национальной безопасности с начала 1990 года предпринималось в рамках комитета Верховного Совета СССР по обороне и госбезопасности. Были созданы Фонд национальной и международной безопасности, ряд инициативных групп. Результатом многолетней работы наших ученых и депутатов явился Закон Российской Федерации «О безопасности», который был принят Верховным Советом России 5 марта 1992 года.
В соответствии с этим законом безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Термин «национальная безопасность» впервые использован в Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 года, а его определение дано в первом Послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию «О национальной безопасности» в 1996 году. В этом документе сказано: «Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства».
Основополагающий документ в области безопасности, впервые утвержденный Президентом Российской Федерации в 1997 году, в новой редакции 2000 года, называется Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.
В нем определено, что к основным объектам безопасности относятся: личность, общество и государство.
Общество и государство тесно связаны между собой. При этом главным связующим звеном между ними является личность. Защита ее жизни и здоровья, прав и свобод, достоинства и имущества имеет первостепенное значение.
Безопасность личности состоит в реальном обеспечении конституционных прав и свобод; повышении качества и уровня жизни; физическом, духовном и интеллектуальном развитии.
Безопасность общества включает защиту его материальных и духовных ценностей, закона и порядка, упрочение демократии, достижение и поддержание на основе принципа социальной справедливости общественного согласия.
Безопасность государства заключается в защите его конституционного строя, суверенитета, территориальной целостности, установлении политической, экономической и социальной стабильности, безусловном выполнении законов, решительном противодействии деструктивным силам, коррупции, бюрократизму, попыткам получения власти в эгоистических целях.
Исходя из содержания и особенностей тех или иных сфер жизни общества и угроз безопасности личности, общества и государства, национальную безопасность можно разделить на политическую, экономическую, социальную, экологическую, информационную, военную и другие виды безопасности.
Что представляют собой эти слагаемые национальной безопасности?
Политическая безопасность - такое состояние политической системы, которое гарантирует права и свободы граждан, социальных групп, обеспечивает баланс их интересов, стабильность и целостность государства, его благоприятное международное положение.
Политическая безопасность - это составная часть, главное звено и основа национальной безопасности. В этом контексте уместны слова нашего великого соотечественника, историка Николая Михайловича Карамзина: «Безопасность собственная есть высший закон в политике...».
Неотъемлемым признаком политической безопасности государства является суверенитет. Это понятие определяется как возможность ведения государством независимой внешней и внутренней политики. Другими словами суверенитет - это верховенство государственной власти внутри страны, означающее подчинение ему всех лиц и организаций в пределах государственной территории, и независимость в международных отношениях.
Экономическая безопасность - состояние жизнедеятельности личности, социальной группы и общества в целом, при котором гарантируется защита их материальных интересов, гармоничное, социально ориентированное развитие экономики, обеспечивается способность государства определять без вмешательства извне пути и формы своего экономического развития.
Социальную безопасность можно определить как такое состояние развития личности, различных групп населения, общества и государства, при котором они сохраняют удовлетворенность своим социальным статусом, а отношения внутри них и между ними не носят конфронтационный характер.
Под информационной безопасностью понимается способность государства защищать все сферы общественной жизни, сознание и психику граждан от негативного информационного воздействия, обеспечение управленческих структур достоверными данными для их успешного функционирования, недопущение утечки закрытой общественно ценной информации и сохранение постоянной готовности к информационному противоборству внутри страны и на мировой арене.
Военная безопасность - есть состояние, при котором нация не жертвует своими интересами из-за боязни оказаться вовлеченной в войну и способна надежно и эффективно защищать их военными средствами и методами, если войны избежать не удалось.
Специфика этого вида безопасности заключается в том, что военная безопасность служит условием обеспечения многих других видов безопасности и в то же время обеспечивается на их основе.
Исторический опыт показывает, что отсутствие или слабость государства в военном отношении часто подталкивали другие страны к вооруженной агрессии, осуществлению своих интересов в конкретном регионе за счет игнорирования или ущемления чужих.

В XIX веке прусский генерал Ф.Д. Гальц справедливо утверждал, что лучшее средство для сохранения мира - это наличие сильной и хорошо организованной армии, ибо «сильный не так легко рискует быть затронутым, как слабый».
На смену Концепции национальной безопасности Российской Федерации в редакции 2000 года пришла «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Стратегия). Она утверждена главой государства 12 мая 2009 года Указом № 537 и более подробно будет рассмотрена в последующих темах.

Согласно Стратегии Национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства.

Система обеспечения национальной безопасности -силы и средства обеспечения национальной безопасности.

Силы обеспечения национальной безопасности - Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации;

Средства обеспечения национальной безопасности - технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Слабая теоретическая проработка вопросов безопасности отражается и в том, что до сих пор идут споры о возможности использования словосочетания «национальная безопасность». Проблема, по сути дела, кроется в том, что в нашем языке можно образовать прилагательное «национальный» от двух существительных: «нация» и «национальность». В тех случаях, когда понятия уже сложились и к ним привыкли, словосочетание с прилагательным «национальный» не вызывает вопросов. Так, говоря о национальном доходе, о национальной экономике, национальных интересах и все понимают, что речь идет не о доходах или экономике лиц отдельной национальности, а об общенародном доходе, общенародной экономике. Когда используют понятие «национальная политика», всем ясно, что речь идет о политике в отношении людей различных национальностей. С этой точки зрения использование словосочетания «национальная безопасность» вполне оправдано. Нужно только четко сознавать, что в этом понятии речь идет об общенародной безопасности, а чтобы к этому быстрее все привыкли, как, например, к понятию «национальное богатство», видимо, следует чаще использовать его в виде словосочетания «безопасность нации», «безопасность страны», «безопасность России», наконец.

Термин «национальная безопасность» фактически является калькой с английских слов «national security», которые в принципе могут переводиться и как национальная, и как государственная безопасность, что нередко и делается рядом авторов. По большому счету, когда в нашей стране все было государственным, и безопасность была государственной. Сейчас ситуация коренным образом изменилась. Доля государства в экономике и в других сферах жизни человека и общества непрерывно сокращается. Поэтому в этих условиях более правомерно и целесообразно использовать термин «национальная безопасность», имея в виду, что эти термины не синонимы, а разновеликие понятия. Подменять национальную безопасность государственной и наоборот недопустимо, поскольку первое понятие более общее, родовое, а второе — частное, видовое. Тем более нельзя использовать гибридный термин «национально-государственная безопасность», нередко встречающийся в отечественной литературе.

Ключевыми в данном определении являются понятия нации, личности, общества, государства, жизненно важных интересов и угроз, являющихся важнейшими элементами системы национальной безопасности.

Формулировок понятия нации существует не меньше, чем формулировок самого понятия безопасность. Главное в том, что в основе формирования нации лежит не этнический принцип. Истории не известно ни одной моноэтнической нации. Если ранее наиболее распространенным было определение нации как исторически устойчивой общности людей, возникшей на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры, то сейчас все большее признание приобретает определение нации как единства гражданского общества и государства. Понятие нация по своему содержанию в современном понимании близко к понятию страны.

В определении национальной безопасности содержится понятие личности, а не просто человека. Это вполне обосновано и подчеркивает, что речь идет о человеке как социальном субъекте.

Личность — это индивид с устойчивой системой его социально-значимых черт. Индивид — это отдельный человек с его специфическими особенностями.

Общество — это совокупность индивидов со всем многообразием их общественных отношений.

Жизненно важные интересы — это совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.


3. Сущность и содержание безопасности

Под сущностью принято понимать нечто существенное, наиболее важное, реально существующее, не ограниченное временем и пространством, связанное с Сущим, с Богом. Сущность – это духовное проявление явления, его духовный смысл.

Безудержное распространение в последние десятилетия термина «безопасность» (например, безопасность военной службы, информационная безопасность, военная безопасность, экологическая безопасность и т.п.) и внедрение его в правовое поле – результат непонимания духовных основ и духовных целей человеческой жизни, средство усыпления бдительности и внимания к угрозам[2], результат подмены понятий, ведущий к дезориентации, путанице, ложным, заведомо неосуществимым целям. Как может быть военная служба без опасностей, тягот и лишений, особенно в военное время? Как можно добиться отсутствия опасности в области информации, если именно она как раз и является главным источником возникновения преступных помыслов, беззакония и зла, опасностей и угроз, как это и было выявлено и наглядно показано во второй главе настоящего исследования?

Между тем, эта прописная истина была известна издавна. Так, фламандский иеромонах Фома Кемпийский (1379-1471) в своих наставлениях о духовной жизни прямо указывал: «Не может быть в мире безопасности и полного мира… ибо в нас самих то, что искушает нас»[3].

В большинстве случаев безопасность определяется (в научной литературе, а вслед за ней и в правовых актах) как состояние защищенности того или иного объекта[4], а не как состояние отсутствия опасности (как это следует из его буквального значения). Если же внимательно посмотреть и вдуматься в содержание этого термина и его определение, то обнаруживается тонкая подмена понятий, явное противоречие: состояние отсутствия опасности отождествляется с состоянием защищенности, т.е. готовности противостоять опасности. Возникает в этой связи бросающееся в глаза недоразумение – как можно защищаться от опасности, которой не существует?

В этой связи нелепыми звучат и выражения с применением этого ложного термина, например, «повышение безопасности» (непонятно, как можно повышать или понижать то чего нет, – если нет денег в кармане, то никому не приходит в голову говорить о повышении отсутствия в этом кармане денежных средств, поскольку пустоты в кармане от этого больше не станет) или «обеспечение безопасности» (абсурдно даже в далеком будущем надеяться на возможность достижения обществом или человеком состояния полностью исключающего все возможные опасности уже хотя бы потому, что человек никогда не сможет выявить все потенциальные объективно (а не субъективно) существующие опасности (в силу ограниченности своих знаний об окружающем мире и человеке), тем более все их предотвратить, а пытаться обеспечить такое состояние полного отсутствия опасностей и вовсе безрассудно).

Между тем, опасность это категория субъективная, психологическая. Осознание степени опасности или осознание ее отсутствия зависит от многих личностных качеств (знаний, духовного уровня, внимательности, чуткости, наблюдательности, аналитического склада ума, памяти и т.п.) и в первую очередь от бдительности. То, что для одного человека представляет серьезную угрозу, для другого может показаться незначительным, а для третьего и вовсе не представлять никакой опасности. Поэтому и самый «надежный» способ борьбы с опасностями – не обращать на них внимания, не придавать им значения, стараться их не замечать. А самый «верный» путь достижения безопасности – распространение в общественном сознании и воспитание в обществе беспечности, безразличия, равнодушия к угрозам, с одной стороны, и вытеснение бдительности, с другой. Также все более важное значение приобретает управление общественным вниманием путем переведения его с более важных угроз на незначительные, посредством его организованного и целенаправленного отвлечения, захвата и удержания на менее важных, специально, искусственно созданных объектах.

Таким образом, произошедшая подмена понятий и фактическая замена, повсеместное вытеснение термина «защита» термином «безопасность» оказывает пагубное воздействие на сознание людей и их деятельность, поскольку вместо призыва к бдительности, концентрации усилий общества для защиты от подстерегающих опасностей и угроз гражданам постоянно внушают прямо противоположную мысль об отсутствии опасности (возможности достижения с помощью законов, тех или иных правовых средств некоего состояния безопасности общества), что, в свою очередь, неизбежно приводит к беспечности и расслаблению людей, а вслед за этим – к духовной и физической деградации, разложению и гибели как граждан, так и всего народа в целом.

Негативно отразилось данное явление и на деятельности Вооруженных Сил, у которых в настоящее время согласно Военной доктрине РФ[5] нет вероятного противника, а значит и готовится к войне, повышать боеготовность войск, обороноспособность государства не имеет смысла. Отсюда и отношение общества к армии и военной службе, уровень ее финансирования и фактически резкое падение поставок вооружения, значительное снижение технического оснащения войск (по сравнению с советским периодом). Расходы же на оборону, военная служба по призыву превращаются (в сознании общества) в непомерную обузу, которую и ликвидируют постепенно вместе с Вооруженными Силами, посредством их бесконечных сокращений. С сокращением армии и экономии на ней неуклонно падает обороноспособность страны, а значит, и защищенность граждан.

Таким образом, складывается, казалось бы, парадоксальная ситуация – чем больше говорят о безопасности, подразумевая защищенность, тем ее (этой защищенности) меньше. Объяснить такой обратный эффект можно с помощью духовных законов. В частности, весь Новый Завет пронизывает требование, призыв – бодрствуйте[6], мужайтесь[7]. Одним словом, согласно духовным законам требуется постоянно пребывать в состоянии повышенного внимания, быть бдительным, стремиться распознать зло и быть в готовности с ним бороться. Однако, посредством управления вниманием (подробно рассматривалось выше в параграфе 2.6), путем перевода его с необходимости защиты (мобилизации сил, концентрации внимания на угрозах) – на состояние отсутствия опасности (расслабленности, беспечности), притупляется бдительность и ослабляется духовная воля, т.е. создаются благоприятные условия для размножения и распространения зла (опасности от него исходящего) со всеми вытекающими из этого крайне негативными социальными последствиями, которые особенно сильно захлестнули Россию в последнее время.

Для избежания подобных попаданий в духовные капканы системой координат, в которых должна измеряться и оцениваться правовая работа, должен быть Закон Божий и основанное на нем учение Православной Церкви, в свете которых и следует внимательно рассматривать правовую работу, разрабатываемые и внедряемые правовые средства. Именно с помощью духовных законов необходимо выявлять в правовой работе слабые места и на основе, прежде всего, именно этих законов вырабатывать действенные правовые и другие средства по исправлению недостатков.

Реальные и потенциальные угрозы объектам безопасности, исходящие от внутренних и внешних источников опасности, определяют содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.
Состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.
Важно отметить, что безопасность общества в целом зависит от состояния защищенности всех его сфер (областей), таких, как здравоохранение, образование, культура, наука, экология и т.д.

Учебные вопросы

1. Предмет и система курса

2. Понятие, история и структура безопасности

3. Сущность и содержание безопасности

ТЕМА 2: Безопасность как социальное явление





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 9955 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...