Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

В эпоху Средневековья



Эпоха средних веков для Западной Европы характерна наступлением феодализма. В обществе выявились сословия феодалов, духовенства, купцов, ремесленников и крестьян. При этом каждое сословие создало модель воспитания и обучения согласносвоим потребностям.

Важную роль в развитии педагогической мысли Средневековья сыграла схоластика. Схоластика стала особым приёмом изложения религиозного мировоззрения. Главная задача схоластов состояла в том, чтобы придать религиозному учению вид стройной логической системы, сочетая теологию с логикой Аристотеля и выработать свои культурные ценности.

В этот период развиваются 2 модели воспитания: церковная и светская.

Церковное воспитание реализовывало идеал человека - отшельника, аскета, для которого жизнь на Земле является подготовкой к загробной жизни. С целью религиозного воспитания детей мирян повсеместно при церквях открываются приходские (внешние) школы. Там изучают: основы грамоты, чтение псалмов и молитв, церковное пение.

Система внутренних церковных школ была рассчитана на подготовку будущих священнослужителей, открывалась при монастырях (там сохранились многочисленные древние рукописи, которые использовались в качестве учебников) и имела три уровня обучения:

1. Элементарный уровень (монастырские школы). Изучали: чтение, письмо, счёт, пение.

2. Средний уровень (соборные кафедральные школы). Обучение строилось по программе семи свободных искусств. На этом уровне изучали дисциплины составляющие «тривиум» - латинская грамматика, риторика, диалектика.

3. Высший уровень (соборные кафедральные школы). Изучали дисциплины «квадривиума» - арифметика, геометрия, астрономия, музыка.

Монастырские и соборные кафедральные школы имели библиотеки. Жизнь воспитанников подчинялась уставу, согласно которому, будущие священнослужители и монахи должны были много читать, молиться, трудиться, отказаться от всего мирского. По программе Августина в обучении священнослужителей приоритет должен отдаваться только тем светским знаниям, которые необходимы христианскому проповеднику для более глубокого понимания религии.

Светская модель воспитания для детей феодалов называлась рыцарским воспитанием, предназначалась для мальчиков, состояла из следующих этапов:

· До 10-12 лет – воспитание в семье.

· С 10-12 лет – «школа пажа» при дворе знатного феодала или короля. Мальчики обучались принятым при дворе правилам поведения, игре на музыкальных инструментам, танцам, пению, стихосложению. Получали навыки обращения с оружием и верховой езды.

· С 14-16 до 18 лет – «школа оруженосца», где юноши совершенствовались в верховой езде и обращении с оружием. В 18 лет проходило посвящение в рыцари.

Теоретическим обоснованием этой модели воспитания можно считать трактат Винцента из Бове «О наставлении сыновей правителей и благородных людей».

Развитие мануфактуры, ремёсел и торговли, рост численности городов, обусловили возникновение в XIII-XIV вв. новых типов светских учебных заведений: цеховых и гильдейских школ.

Цеховые школы открывались для детей ремесленников. Начальное образование, которое они получали, обеспечивалось обучением чтению, письму, счёту, религии. Дальнейшее обучение проходило в мастерских, где они совершенствовались в ремесле.

Гильдейские школы предназначались сначала для детей купцов (часто были платными), позже превратились в городские школы. Программы этих школ носили прикладной характер. Там изучали чтение, письмо, основы латинской грамматики, религию, счетоводство, начальные сведения по географии и истории. Ученики приобретали умения по составлению деловых бумаг.

Важной вехой в развитии образования и педагогической мысли средних веков стало создание университетов, которые возникли в системе церковных школ. Открытие и права университетов подтверждались «привилегиями». «Привилегии» - особые документы, подписываемые представителями царствующих особ и представителями церкви, в которых утверждалась университетская автономия и освобождение студентов от военной службы. Автономия предполагала собственное внутреннее управление делами университета, право присуждения учёных степеней, наличие собственного суда. Характерными чертами средневековых университетов была их мобильность и над национальный демократический характер. В основу обучения в университетах была положена программа семи свободных искусств. Университеты противопоставили схоластике деятельную интеллектуальную жизнь. Постепенно в качестве учредителей университетов выступали церковь, общество и государство. Увеличивалось количество университетов: в XIII в. Основано 19 университетов, в XV в. – около 80, в XVI в. – около 180.

История университетов тесно связана с именами таких мыслителей как Р. Бэкон, Я. Гус, А. Данте, Н. Коперник, Ф. Петрарка и другие. Результатом научной деятельности университетов стало издание учебной литературы, появление книготорговли.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. В чем суть сословного характера образования в эпоху Средневековья?

2. Какова роль схоластики в развитии педагогической мысли Средневековья?

3. Особенности и цель воспитания в конфессиональных школах Средневековья.

4. Проанализируйте содержание рыцарского воспитания.

5. Назовите характерные черты средневековых университетов.

6. Роль средневековых университетов в развитии культуры и образования.

7. Раскройте сущность схоластико-догматического образования.

8. Назовите типы светских школ в эпоху Средневековья.

ТЕМА №8





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 2168 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...