Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные этапы жизненного пути



Эрих Фромм (1900-1980), немецко-американский философ, социолог, психоаналитик, родился во Франкфурте, в ортодоксальной еврейской семье. Его дед и прадед (по отцовской линии) были раввинами, отец торговал виноградным вином. Мать по происхождению была из русских эмигрантов, переселившихся в Финляндию и принявших иудаизм. Естественно, что в семье, в которой воспитывался Э.Фромм, царил дух религиозности, тщательного соблюдения обрядов, трудолюбия.

Будущий мыслитель получил хорошее начальное образование, к которому добавилось в гимназии изучение латыни, французского и английского языков. Тексты из Ветхого Завета, которыми он очень интересовался, пробудили в нем интерес к жизни человеческого сообщества, к идеям мира и интернационализма. Немудрено, что, когда в 1914 г. началась Первая мировая война, она вызвала у юного Э.Фромма резкое неприятие и протест.

Еще одно событие потрясло его в это время: самоубийство молодой женщины, художницы, друга семьи Фроммов, которое произошло после смерти ее старого, больного отца. Причем эта женщина завещала похоронить ее рядом с отцом. Э.Фромм старается понять, что заставило молодую женщину предпочесть радостям жизни единение с отцом, даже после его смерти. Проблемы жизни и любви заставляют Э.Фромма серьезно задуматься над вопросами психоанализа, проникновения в мотивацию человеческого поведения.

В 1918 г. он поступает сначала во Франкфуртский, а затем в Гейдельбергский университет, где изучает философию, психологию, социологию. Его учителями были братья Макс и Альфред Веберы, Карл Ясперс, Генрих Риккерт и другие светила мировой науки. В 22 года Э.Фромм стал доктором философии, затем продолжил образование в Мюнхене и закончил его в Институте психоанализа в Берлине. Именно в это время он находился под сильным влиянием идей З.Фрейда, но затем "ушел" от них, перейдя на позиции неофрейдизма, чему немало способствовали взгляды Л.Фейербаха и К.Маркса. И те, и другие были важнейшими источниками профессиональных интересов Э.Фромма в 20-е гг. Стимулировал увлечение психоанализом и первый брак Э.Фромма с психологом Фридой Райхман (она была намного старше его), под ее влиянием он увлекся клинической практикой с использованием этого метода. Вместе супруги прожили всего четыре года, но сохранили дружеское расположение друг к другу на последующую жизнь.

В 1927-1929 гг. Э.Фромм начинает много печататься, чему способствовал его доклад (принесший ему большую известность) "Психоанализ и социология". Все тридцатые годы (вплоть до 1939 г.) он тесно связан научными интересами и работами с Франкфуртской социологической школой и Франкфуртским институтом социальных исследований, его директором Максом Хоркхаймером. В институте Э.Фромм руководит отделом социальной психологии, проводит эмпирические исследования среди рабочих и служащих и в 1932 г. делает вывод о том, что рабочие не окажут сопротивления диктаторскому режиму Гитлера. Это было первое в Европе социологическое исследование ценностных ориентаций в больших и малых группах. Социологи и социальные психологи под руководством Э.Фромма проанализировали 600 анкет, каждая из которых содержала 270 открытых вопросов, направленных на изучение неосознанных мотивов поведения.

С приходом фашистов к власти в Германии в 1933 г. Э.Фромм перебирается сначала в Чикаго, затем – в Нью-Йорк. Начинается американский период жизни и творчества. Здесь он вместе с Франкфуртской школой продолжает исследование социально-психологических проблем авторитарности и участвует в выпуске ее периодического издания "Журнал социальных исследований". В 1941 г. выходит в свет книга Э.Фромма "Бегство от свободы", сделавшая ему имя в США.

В 40-е гг. в результате конфронтации с Т.Адорно и Г.Маркузе Э.Фромм отходит от Франкфуртской школы, отрывается от немецких корней и становится полностью американским исследователем. Когда в 1946 г. в Вашингтоне создается Институт психологии, психиатрии и психоанализа, Э.Фромм активно включается в подготовку специалистов по психоанализу. Лекции, которые он читал студентам, пользовались большой популярностью, а сам он считался их любимцем. Ученый никогда не читал лекций в узком направлении психоанализа. Он стремился к междисциплинарному уровню и характеру лекций, в рамках которого сочетались бы идеи социальной психологии, социологии, антропологии, политологии. Курсы, которые читал Э.Фромм, были пронизаны идеями гуманизма.

После окончания мировой войны Э.Фромм принимает решение не возвращаться в Германию. Он поселяется в Мексике на берегу моря в г.Куэрно-Вако, становится профессором Национального университета Мехико, читает лекции в США. Последние 11 лет жизни Э.Фромм живет в Локарно (Швейцария), пишет книги и статьи на двух языках – английском и немецком, печатается во всех странах мира, после долгих лет разлуки с Европой с удовольствием выступает перед немецкоязычной аудиторией.

В 50-е гг. Э.Фромм полностью отходит от теорий З.Фрейда и формирует свою собственную концепцию личности, которую он назвал "радикальным гуманизмом". Первой программной работой в этой области считается его книга "Человек для себя" (1947). Идея "нового человека" характерна для всего послевоенного творчества Э.Фромма. Наиболее яркими работами в этом плане стали его книги "Здоровое общество" (1955), "Образ человека у Маркса" (1961), "Душа человека" (1964), "Анатомия человеческой деструктивности" (1973), "Иметь или быть" (1976). В ФРГ издается десятитомное собрание сочинений Э.Фромма.

50-е годы примечательны также интересом Э.Фромма к социально-теоретическим и социально-политическим проблемам. Этот интерес еще более усиливается в 60-70-е гг. Э.Фромм внимательно следит за изменением ситуации в мире, выступает против гонки вооружений. В 1962 г. он приезжает в Москву в качестве наблюдателя на конференцию по разоружению. В это время он пророчески пишет: "Наша безопасность – в разумном и здоровом мышлении. Речь идет о том самом реалистическом и трезвом взгляде на мир, который дает знание фактов о себе и противнике и оценивает вероятность событий не только на основе возможностей, но и на основе проверенных фактов".

В нашей стране конец 80-х – 90-е гг. отмечены всплеском интереса к творчеству Э.Фромма, что выразилось, в частности, в переводе на русский язык и издании всех его наиболее значительных работ.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 504 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...