Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Значение социологического творчества Э.Дюркгейма



Говоря в целом о значении социологического творчества французского ученого, следует отметить, что он оставил после себя цельную и стройную социологическую систему, которая не потеряла актуальности и в наши дни. Как отмечает один из лучших отечественных исследователей творчества Э.Дюркгейма и переводчик ряда его работ А.Б.Гофман, идеи социолога “могут оказаться весьма полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии, переживающих бурные социальные изменения и радикальное обновление социальных институтов”1. Как известно, к числу таких стран в конце ХХ – начале ХХI вв. в полной мере относится Россия. Поэтому для нашей страны анализ концепций и идей Э.Дюркгейма представляет особый интерес, в том числе и когда речь заходит о различных проявлениях аномии, аморальных явлениях, разрушениях социальных связей, дефиците социальной солидарности, социальных болезнях (например, самоубийстве) и др.

Но актуальность и значение творчества Э.Дюркгейма определяются не только и даже не столько этим обстоятельством. Главное – в том, что ни одно из направлений социологической науки, ни одна из ее школ, ни один из социологов не могли не испытать на себе влияния целостной концепции общества французского мыслителя, принципов его “социологизма”, теорий разделения общественного труда и социальной солидарности, правил социологического метода, идей морали и религии, образования и воспитания.

Э.Дюркгейм оставил социологии разработанную целостную систему. Главными ее характеристиками, и это особенно важно, были: а) понимание общества как саморегулирующегося, обладающего структурой и выполняющего определенные функции, организма (что означало провозглашение и конституирование структурного функционализма как одной из первых социологических парадигм); б) анализ в качестве основы этого саморегулирующегося организма разделения общественного труда и базирующейся на нем социальной солидарности; в) трактовка социального порядка как нормального состояния общества; г) рассмотрение в качестве главного регулирующего механизма общества морали и признание ведущей роли в его функционировании социальных институтов воспитания.

Значение творчества Э.Дюркгейма для последующего развития социологии и влияние на нее определялись не только его работами, но и мощной школой исследователей, которая осталась после него и просуществовала без малого три десятилетия. Идеи учителя и учеников – и по сей день в активе социологической науки.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем видел предмет социологии Э.Дюркгейм? Как он характеризовал социальный факт?

2. Расскажите о правилах социологического метода Э.Дюркгейма.

3. Как Вы трактуете смысл понятия “социологизм”?

4. Почему проблема социальной солидарности оказалась центральной в социологическом творчестве Э.Дюркгейма?

5. В чем Вы видите взаимосвязь между общественной солидарностью и разделением труда в концепции Э.Дюркгейма?

6. Раскройте существо социологической трактовки морали у Э.Дюркгейма и ее взаимосвязь с его концепцией общества.

7. В чем заключался подход Э.Дюркгейма к религии? Почему она оказалась тесно связанной с моралью в творчестве французского социолога?

8. Как Вы полагаете, не потеряли ли своей актуальности идеи Э.Дюркгейма о социальной солидарности как высшем моральном принципе в обществе? Ответ аргументируйте.

9. В чем видел Э.Дюркгейм основную социальную причину социальных отклонений? Можно ли объяснить этой причиной и возрастание девиаций (отклонений) в современном российском обществе?

10. Охарактеризуйте взгляды Э.Дюркгейма на образование и воспитание.

11. Почему работа Э.Дюркгейма “Самоубийство: социологический этюд” привлекает и сегодня повышенный интерес?

12. Сформулируйте основные социологические идеи Э.Дюркгейма. Какие из них, на Ваш взгляд, выглядят сегодня особенно актуальными?

13. В чем состоит значение социологического творчества Э.Дюркгейма?

Литература

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993. С.315-398.

Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. Социология: история и современность. М.; Ростов н/Дону, 1999. С.91-108.

Гофман А.Б. Эмиль Дюркгейм в России. М., 2001.

Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. М., 1995. С.157-182.

Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. СПб., 1996. С.56-77.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994.

Дюркгейм Э. Социология. М., 1995.

Дюркгейм Э. Социология образования. М., 1996.

Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. Самоубийство //Западно-европейская социология ХIХ – начала ХХ веков. Тексты. М., 1996. С.256-388.

История социологии. Минск, 1993. С.112-122.

История социологии а Западной Европе и США. М., 1999. С.140-182.

История теоретической социологии. В 4 т. Т.1. М., 1997. С.315-340.

Култыгин В.П. Французская классическая социология ХIХ – начала ХХ веков. М., 1991. С.58-74.

Култыгин В.П. Классическая социология. М., 2000. С.71-89.

Осипова Е.В. Социология Э. Дюркгейма. М., 1978.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 623 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...