Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Государство и право Арабского Халифата



Возникновение государственности у арабов сопровождалось становлением новой религии – ислама, связанной с именем Мухаммеда. Ядром Арабского Халифата была созданная Мухаммедом в начале VII в. в Западной Аравии мусульманская община (умма). Ее организационное оформление было завершено к 20 – 30-м гг. VII в. В 630 – 631 гг. мусульмане под руководством Мухаммеда подчинили Мекку, а затем и значительную часть других районов Аравии.

В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное теократическое мусульманское государство, включавшее Тунис, Марокко, Египет, Иран, Ирак и Аравию, в котором господствовали феодальные отношения при сохранении сильных рабовладельческого и патриархального укладов. Историю этого государства принято подразделять на следующие периоды:

· период правления династии Омейядов (дамасский) – 661 – 750 гг.;

· период правления династии Аббасидов (багдадский) – 750 – 1258 гг.

Проповедь Мухаммеда была реакцией на охвативший арабское общество кризис, вызванный начавшимся разложением родоплеменной общины, подрывом соответствующего ей политеизма. Все арабы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, являвшуюся одновременно политической организацией и религиозной корпорацией, объединяла единая вера, а не кровные связи.

Проповедь строгого монотеизма и тесно связанная с ним универсальность новой веры, провозглашавшей равенство всех своих последователей независимо от их происхождения и родоплеменной принадлежности, нашли отклик у тех представителей общества, которые стремились к централизации и возвышению Аравии. В первую очередь это были средние и бедные слои населения. Вскоре к новой мусульманской правящей элите примкнула старая родоплеменная и купеческая знать, убедившись в том, что новая религия не угрожает их интересам.

Ислам в своем зародыше был синтезом религии, политических норм и права, в котором религия выступала унифицирующим и определяющим фактором. Соединение светской и религиозной сфер в теологической оболочке, отождествление морали и права сделало ислам всеобъемлющей системой, претендующей на удовлетворение всех духовных и материальных потребностей и на этом основании требующей от человека безусловной преданности и признания права на контроль над всеми сторонами его жизнедеятельности. Религиозно-этический идеал ислама (социальная справедливость, ограничение ростовщичества, освобождение рабов) способствовал объединению различных населявших Халифат этнических, расовых, культурных групп в единый политико-идеологический организм.

К XI в. действие таких факторов, как различный уровень экономического развития входивших в состав Халифата регионов, слабость хозяйственных связей между областями Халифата, народно-освободительные и антифеодальные восстания, концентрация земельной собственности в руках военной и землевладельческой знати, борьба внутри класса феодалов, обусловили распад единого государства и привели к возникновению фактически самостоятельных феодальных государств.

В начале IX в. отделился Кордовский эмират в Испании, затем Тунис и Марокко, а в середине того же века – Египет. Халиф сохранил свою власть над частью Месопотамии и Аравии.

Восточный Халифат был уничтожен монгольскими завоевателями в XIII в. В западной части Халифата духовная власть халифа сохранялась до начала XVI в.





Дата публикования: 2014-10-18; Прочитано: 1112 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...