Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Книга по МХК (8 класс) по теме: Учебник по искусству 8-9 класс И.Э.Кашекова 4 страница



В каждой номинации конкурса для исполнения пред­лагается обязательное сочинение П. Чайковского, которое играют музыканты, допущенные к участию в третьем, за­ключительном туре. К таким произведениям относится и знаменитый Концерт №1 для фортепиано с оркестром. Эта музыка — своеобразная визитная карточка конкурса. Ее жиз­неутверждающая сила словно убеждает всех людей, что под­линное искусство вечно. Лауреатом Первого конкурса им. П. И. Чайковского стал молодой американский пианист Ван Клиберн.

Союзом театральных деятелей в конце прошлого века (1994 г.) были учреждены театральный фестиваль и наци­ональная премия «Золотая маска». Первая «Золотая Маска» вручалась за достижения только в области драматического театра. Позже эта премия стала присуждаться и в облас­ти музыкального театра. Ее лауреатом в этой номинации стал дирижер и руководитель театра «Новая опера» Евгений Колобов. Первая «Золотая Маска» в номинации «За честь и достоинство» была присуждена легендарной балерине Галине Улановой.

В 2000 г. телеканалом «Культура» был создан уникальный проект - Международный телевизионный конкурс юных…

Художественно-творческие задания

► Подготовьте вопросы к одному из вообра­жаемых участников конкурса и возьмите у него интервью. Обратите внимание на коммуника­тивную функцию искусства, на то, что художес­твенный язык понятен всем без перевода.

… музыкантов «Щелкунчик». Это единс­твенный детский конкурс в области академической музыки, который дает возможность одаренным детям высту­пить перед многомиллионной аудито­рией и сделать первый серьезный шаг к профессиональному успеху и при­знанию. Многие лауреаты конкурса «Щелкунчик» становятся впоследствии победителями и других престижных музыкальных состязаний.

Широкая панорама детских между­народных конкурсов — фестиваль-кон­курс детского и юношеского творчес­тва «Открытая Европа», конкурс «Мо­лодой балет мира», конкурс хореогра­фических коллективов «Петербургская метелица», конкурс детских рисунков, всемирные Дельфийские игры, кон­курс исполнителей популярной песни «Детская новая волна» и др. — свиде­тельствует о большом внимании к вы­явлению творческих дарований моло­дежи.

Распространение в современном искусстве получают международные проекты, в которых объединяют свои усилия творческие личности разных стран мира.

К такого рода проектам можно от­нести известные на весь мир выступ­ления трех великих теноров («Три те­нора»): итальянца Лучано Паваротти, испанцев — Пласидо Доминго и Хосе Каррераса, в исполнении которых звучала как классическая музыка, так и обработки произведений популяр­ной современной музыки.

Интересным явлением в мире сов­ременной эстрады стал вокальный квартет «IlDivo» («Диво»), который исполняет как популярные хиты, так и оперные арии, хорошо знакомые широкой публике.

Большой популярностью среди мо­лодежи пользуется конкурс певцов «Евровидение».

Искусство художественного перевода – искусство общения

Большим вкладом в распространение литера­турных памятников является деятельностьпе­реводчиков прозы и поэзии. А. Пушкин назвал переводчиков «почтовыми лошадьми просве­щения». Вы, наверняка, читали известное сти­хотворение М. Лермонтова «Из Гёте» («Горные вершины»), слушали многочисленные романсы русских композиторов, созданных на этот поэ­тический текст. Но задумывались ли вы над тем, что это стихотворение — не плод творческого воображения русского поэта, а лишь гениаль­ный перевод стихотворения немецкого поэта XIX в. И.-В. Гёте?

Горные вершины Спят во тьме ночной; Тихие долины Полны свежей мглой;

Не пылит дорога, Не дрожат листы... Подожди немного, Отдохнешь и ты.

Благодаря труду переводчиков, стихи, по­вести, романы русских писателей и поэтов — А. Пушкина и Н. Гоголя, Л. Толстого и А. Чехова, С. Есенина и В. Астафьева — читают за рубе­жом. А мы можем грустить и смеяться, сочувство­вать и негодовать, удивляться и восторгаться, лю­бить и ненавидеть, читая сочинения У. Шекспира и Мольера, Д. Лондона и А. Дюма, М. Твена и А. Конан Дойла.

Сравните язык стихотворения, живописного пейзажа, ро­мансов. Найдите сходство и различие в особенностях языка при передаче содержания этих произведений искусства.

Обратимся к любовной лирике английского поэта, драматурга, писателя эпохи Возрождения Уильяма Шекспира (1564—1616) — Сонету № 90 в интерпретации двух разных перевод­чиков.

Уж если ты разлюбишь — так теперь,

Теперь, когда весь мир со мной в раздоре.

Будь самой горькой из моих потерь,

Но только не последней каплей горя!

И если скорбь дано мне превозмочь,

Не наноси удара из засады.

Пусть бурная не разрешится ночь

Дождливым утром — утром без отрады.

Оставь меня, но не в последний миг,

Когда от мелких бед я ослабею.

Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг,

Что это горе всех невзгод больнее,

Что нет невзгод, а есть одна беда —

Твоей любви лишиться навсегда.

Перевод С. Маршака

Что ж, ненавидь, коль хочешь! Но сейчас,

Сейчас, когда грозит мне злобой небо.

Согни меня, с судьбой объединяясь,

Но лишь бы твой удар последним не был.

Ах, если сердцем я осилю зло,

Ему немедля ты явись на смену.

Чтобы за бурной ночью не пришло

С дождями утро, — доверши измену.

И уходи! Но только не тогда,

Когда все беды наигрались мною.

Уйди сейчас, чтоб первая беда

Была страшней всех посланных судьбою

И после жесточайшей из утрат

Другие станут легче во сто крат.

Перевод А. Финкеля

Какую из исполнительских трактовок можно отнести к жанру серьезной музыки, какую — к легкой? Благодаря каким средствам музыкальной выразительности вы смогли определить при­надлежность этих сочинений к тому или иному жанру? В какой интерпретации вы услышали полное слияние слов и музыки?

Как происходит передача сообщения в искусстве?

Сегодня явления культуры рассматрива­ются как тексты. Давайте попробуем разо­браться, что это такое и какое отношение к этому имеет искусство.

Понятно, что произведения литерату­ры — это тексты, но могут ли быть текста­ми картины или музыкальные сочинения? Оказывается, да!

Творцы разных эпох, создавая свои про­изведения (музыкальные, живописные, ар­хитектурные и др.) передают определенные сообщения. Слушатели, зрители, читатели, воспринимая их, «считывают» многозначную информацию, содержащуюся в художествен­ных образах. Тем самым они приобщаются к идеям, которыми жили их создатели, к дейс­твительности, которая их окружала, и кото­рую авторы пропустили через свое сознание и свои чувства.

Например, рассматривая известную кар­тину В. Тропинина «Гитарист», зритель как бы прочитывает ее содержание, проживает ту ситуацию, которая изображена на полот­не. Он видит музыканта-любителя, играюще­го на гитаре — инструменте, популярном для русского городского быта XIXв.

Для гитариста не важно, какое впечатле­ние он производит на своих слушателей, а заодно и на зрителей. Он небрежно, по-до­машнему одет. Скорее всего, он музицирует для себя или для близкого друга. Кажется, что звучит один из известных романсов или инструментальная пьеса того времени.

О, говори хоть ты со мной,

Подруга семиструнная!

Душа полна такой тоской,

А ночь такая лунная!

Вон там звезда одна горит

Так ярко и мучительно,

Лучами солнце шевелит

Дразня ее язвительно.

Чего от сердца нужно ей?

Ведь знает без того она,

Что к ней тоскою долгих дней

Вся жизнь моя прикована.

А. Григорьев

Гитара— один из самых распростра­ненных в мире струнных музыкаль­ных инструментов. Она применяется и как сольный классический инстру­мент, и в качестве аккомпанирующе­го инструмента во многих музыкаль­ных стилях, например, таких, как блюз, кантри, фламенко, рок-музыка и во многих формах поп-музыки. В XX в. была изобретена электричес­кая гитара, которая оказала опреде­ленное влияние на развитие массо­вой культуры. Во все времена для гитары сочиняли множество ориги­нальных произведений Н. Паганини, М. де Фалья, Э. Вила-Лобос, А. Сихра, А. Иванов-Крамской, В. Зинчук и др. С этим популярным инструментом вы не раз встретитесь и в живописи, и в поэзии.

Гитара

Начинается плач гитары.

Разбивается чаша утра.

Начинается плач гитары.

О, не жди от нее молчанья,

не проси у нее молчанья!

Неустанно гитара плачет,

как вода по каналам — плачет,

как ветра над снегами — плачет,

не моли ее о молчанье!

Так плачет закат о рассвете,

так плачет стрела без цели,

так песок раскаленный плачет о прохладной красе камелий.

Так прощается с жизнью птица под угрозой змеиного жала.

О, гитара, бедная жертва пяти проворных кинжалов!

Г. Лорка Перевод М. Цветаевой

Искусство – проводник духовной энергии.

В чем же специфика художествен­ной коммуникации? Художественные произведения — и картины, и музы­кальные сочинения — создают эффект присутствия, нашего непосредственно­го контакта, общения с авторами, ис­полнителями, героями произведения.

Каждое искусство имеет свой осо­бый язык, поэтому смысл произведе­ния полнее раскрывается тому, кто владеет языком, на котором оно «на­писано». Нужно ли человеку, далеко­му от искусства, знание его языков? Сегодня ученые утверждают - просто необходимо. И даже доказывают, что от этого зависит выживание челове­чества!

Искусство является каналом связи не только между отдельными людьми, но и между народами, эпохами, горо­дами, странами. Значит, языки искус­ства служат коммуникации.

Как же происходит передача сооб­щения в искусстве? Разберемся в этом по аналогии с обычным сообщени­ем, составленным в форме письма. В качестве отправителей сообщения в искусстве выступают художник, ком­позитор, писатель, а в качестве полу­чателя — зритель, читатель, слушатель. Но если в письменном или устном со­общении кодом (или шифром) явля­ется естественный язык, на котором общаются люди той или иной наци­ональности, то в сообщении, которое содержится в произведении искусства, таким кодом становится язык искусст­ва, его символы, интернациональные по своей природе.

Особая сила искусства состоит не только в том, что оно доводит до нас информацию, но и в том, что, может быть, еще важнее: оно является про­водником духовной энергии. Искусство благотворно воздействует на эмоции человека: вдохновляет, вселяет надеж­ду, заставляет сопереживать.

Образы, возникшие в сознании че­ловека при восприятии, например, музыкального сочинения или произ­ведения изобразительного искусст­ва, будут своими, индивидуальными. Каждый человек, основываясь на ин­тонационном строе музыкального со­чинения, композиции, колорите той или иной картины, может трактовать их по-своему, с позиций возникших у него образно-художественных пред­ставлений и ассоциаций. Но несмот­ря на возможное расхождение обра­зов слушательского или зрительского восприятия, произведение искусства нисколько не теряет силы своего ху­дожественного воздействия.

Знаки и символы искусства

Символ— это предмет, дейс­твие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает об­щие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа.

Знаки— это общеприня­тые условные обозначения предметов, явлений, дейс­твий. Примерами знаков мо­гут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOSили сирена скорой помощи, са­мые разные жесты и т. П.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кода­ми, которые использовались древни­ми людьми для осуществления обря­дов, сохранения и передачи информа­ции. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо зна­ком, либо символом.

Искусство говорит с людьми на язы­ке символов. Символ в искусстве явля­ется художественным образом, вопло­щающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина пони­мания символа зависит от способнос­ти человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тай­нами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатей­ший мир человеческих чувств. Даже от­дельный звук с учетом всех его сторон — высоты, длительности, тембра, гром­кости — представляет собой знак-инто­нацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. Можно говорить и о пластических зна­ках, воспроизводящих жест, движение.

В человеческом характере всегда присутствует стремление творить — потребность исследовать, изобретать, строить, решать сложные, запутанные проблемы. Одной из таких проблем была научная идея создания вечно­го двигателя (перпетуум мобиле). Его изобретение оказало бы огромнейшее влияние на развитие мировой эконо­мики. И только музыке как искусству временному подвластно воплощение образа «вечного движения». Его сим­волом стали инструментальные пье­сы «РегреШит mobile» («Вечное движение») самых разных композиторов: Н. Паганини, Ф. Мендельсона, Н. Римского-Корсакова и др

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы — зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Музыкальными символами, олицетво­ряющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, яв­ляются государственные гимны.

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к сим­волам в искусстве. Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый ин­терес представляла устремленность че­ловека к Богу. Поэтому вещи, окружав­шие человека, интересовали художни­ка лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виног­рад (вино) и хлеб — символы таинс­тва причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери.

Выбор колорита, цвета также сим- воличен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, зем­ля); красный — цвет пролитой жер­твенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небес­ное, святое; а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

С ХV в. изображенные на картине вещи наде­ляются одновременно двойным смыслом — ре­лигиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная сим­волика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жиз­ни человека.

Многие произведения XVII в. носят символи­ческий характер, который зачастую передается представленными в них предметами: бокалами с вином, хлебом, рыбой, увядшими цветами, часа­ми и др. Иногда обычные предметы, необычно соединенные в одной композиции, представля­ют собой сложные для разгадывания образные коды. Особенно это характерно для распростра­ненного в XVII в. натюрморта, называемого ванитас (vanitas— суета сует) и напоминающего человеку о бренности его существования. На них изображены черепа, свечи, цветы, часы, листы с нотами и музыкальные инструменты (звук отзву­чал - значит, умер), которые воспринимаются как зашифрованные сообщения. Художники, ра­ботающие в сюжетах ванитас, говорили о тщете земного существования, о быстротечности бытия. Само название картины «Суета сует» говорит о бренности земной суеты — погони за богатством, властью, удовольствиями. В натюрморте художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта — штильлебен (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. stilllife) — тихая (безмолвная) жизнь.

Для художника не существует «безгласных вещей», для него все — «выразительное и говорящее бытие» (М. Бахтин).

Портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые сцены Винсента ван Гога (1853—1890) отражают его мятежную, не­зависимую от канонов и норм, одинокую душу. Его работы пронизаны чувством острой тревоги и смятения. Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить содержание с помо­щью экспрессивных, психологически насыщенных цветов. «Я попытался выразить красным и зеленым цветом ужасные страсти человека», — говорил художник. Эмоциональный на­кал во много раз усиливался благодаря используемому мас­тером приему наложения краски мелкими штриховыми ли­ниями и волнообразному ритму их движения.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо (1881 — 1973). Персонажами его натюрмортов час­то были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.

Натюрморт(франц. naturemorte— мерт­вая природа) — жанр, характерной особен­ностью которого яв­ляется изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.

Художественно-творческое задание

 

Художественное послание предков

Мифы(греч. mthos— сказание) — это устные предания о богах, духах, геро­ях. Миф повествовал о происхождении Вселенной и человека, о зарождении жиз­ни и смерти, выполнял функции религии, идеологии, философии, истории, науки.

Произведения декоративно-прикладного искусства с древних времен рассказывают о представлениях людей о строении мира и своем месте в нем. Тогда в сознании че­ловека соединялись миф — изображение — ритуал, т. е. слово — изображение — дейс­твие. Создание и использование изображе­ния представляли собой действие, которое объединяло в себе миф и ритуал. При этом большую роль играло повторение элементов, которое позже проявилось в традиционном искусстве всех народов мира.

Мир человека замыкался внутри окружаю­щего его земного пространства и насущных жизненных проблем. Сложные понятия, свя­занные с охотой, в эпоху палеолита обознача­лись простыми знаками-символами. Так древ­нейшие люди выражали свое видение карти­ны мира, сложившейся в их сознании.

Обряды позволяли древним людям в иг­ровой форме проживать ситуации, с ко­торыми любой из них мог столкнуться в действительности. Это своего рода образцы поведения, выраженные в художественной форме. Участники обряда, ритуала, осваивая различные роли, учились творчески воспри­нимать мир.

Музыкальное искусство имеет несколько источников.

Фольклор — буквально «народная муд­рость» — образная модель мира, отража­ющая богатство духовной жизни народа. Самые ранние обрядовые песни рождались из действия, ритма движений, из возгласов, интонаций речи. Инструментальные формы возникали из музицирования, основанного на свойствах самого инструмента, в сочета­нии с характерными для народа песенными интонациями.

Церковное искусство христиан, напевы, на которых строился круг церковных обря­дов, были сочинены как «Богом внушенное пение», а иконы, фрески, сама служба, не мыслимая вне храмового синтеза искусств, создавала определенную дистанцию между земным и небесным: привычным, обыден­ным, чувственным и идеальным, высоким, духовным. Все дальнейшее развитие искусства в Европе в течение второго тысячелетия шло как сближение духовного и светского, профессионального и народного. В результате этого взаимодействия воз­никло богатейшее классическое ис­кусство, которое не только не исчер­пало себя, но и научилось отражать действительность во всем ее много­образии. Искусство — накопленный человечеством духовный опыт поко­лений — людьми XXI в. воспринима­ется как часть жизни. Вот почему в произведениях разных искусств так много цитат, перекличек, подража­ний созданному ранее. Идет живой диалог современного искусства с тем, которое уже стало общечеловеческой ценностью.

Ритуал— действия, совершаемые жре­цом, знахарями, представителями цер­кви, хозяином или хозяйкой дома, в частности: ритуал посвящения в воины, похоронный ритуал, религиозные риту­алы причащения, освящения жилища, магические ритуалы. Все ритуалы стро­го сохраняют порядок произношения текста и порядок действий.

Обряд— развернутое символическое действие, в отличие от ритуала, имеет более сложный сценарий, например об­ряд крещения. В основном обряды пос­вящаются временам года, хозяйственной деятельности

В народном обряде нет ничего офици­ального: в нем все идет от игрового тра­диционного действия, то есть от самой жизни. Обряд может сопровождаться песнями, хороводами, переодеванием, гаданием, театрализацией.

• Рассмотрите изображения Снегурочки на репродукциях с картин И. Билибина, В. Васнецова и др. Послушайте, как воплощен образ Снегурочки в музыке Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского. Какие черты этого образа заимствованы из языческих верований и обрядов?

Художественно-творческое задание

Разработайте сценарий одного из народных праздников: осенины, Рождество Христово, Масленица и др. Перечислите те знаки-символы, которые будут раскрывать смысл, содержание каждого из них.

Разговор с современником

Художник, композитор, писатель создают свои про­изведения в надежде на то, что они будут интересны людям. История искусств знает много примеров об­ращения художника к современникам и потомкам со страстным призывом к благоразумию, добру, справед­ливости.

Великий русский иконописец Андрей Рублев (около 1340/1350 — 1430) оставил людям замечательную ико­ну «Троица», слава о которой гремит по всему миру.

Эта икона была написана Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры в память о ее ве­ликом основателе Сергии Радонежском и в похва­лу своему учителю. Именно признательность этому святому, удивительно цельному и преданному сво­им идеалам человеку, заставила художника продол­жить в искусстве дело жизни преподобного Сергия — борьбу за единение Руси, которую подвижник вел мирным средством — убеждением. В то жестокое вре­мя Сергий Радонежский с помощью слова, иносказа­ния, притчи затрагивал самые сокровенные чувства людей, примирял враждующих между собой князей, объединял их, предрекал победу над общим врагом. Его любили и почитали в народе.

На иконе изображены три ангела, пришедшие, со­гласно ветхозаветному преданию, к старцу Аврааму и его жене Сарре сообщить им о том, что у них родит­ся долгожданный сын. Авраам гостеприимно усадил юношей за стол под знаменитым Мамврийским дубом и приготовил им угощение — тельца, голова которого символически лежит в чаше посредине стола, напоми­нающего своей формой древний жертвенник.

В центре композиции — Бог Сын, печальнобла­гословляющий чашу и глядящий так, словно видит в ней, как в зеркале, свое отражение. Бог Отец и Бог Дух Святой тихо и сосредоточенно наблюдают эту сцену. Круговая композиция объединяет фигуры. И это гово­рит о том, что, как ни тяжела жертва, которую должен принести Иисус Христос, они идут на нее ради вели­кой цели — спасения людей. Так Андрей Рублев с по­мощью иносказания призывает князей объединиться ради великой цели — свободы Родины.

Религиозный праздник Святой Троицы — праздник торжества победы Бога над злом — обращен к будуще­му. Бог указывал человеку свой замысел о нем, о его пути.

Весна, лето, вечный природный круг соединились в этом празднике как знак и символ не только природы, но и духовной судьбы самого человечества и запове­данного ему совершенствования.

  1. Какое символическое значение имеет композиция иконы, ее колорит, ритмическое построе­ние, характер линий? Какой знак дает понять, что эти ангелы — странники?
  2. Какое историческое событие могло послужить поводом для создания Андреем Рублевым ико­ны «Троица»?
  3. В чем заключается историческая миссия Дмитрия Донского и Сергия Радонежского?
  4. Какие музыкальные произведения созвучны образному строю иконы Андрея Рублева?
  5. Какие знаки-символы раскрывают смысл праздника Троицы?
  6. Посмотрите фрагменты кинофильма «Андрей Рублев». Как трактует режиссер А. Тарковский символы слияния металла и огня, небесного и земного?

Как вы понимаете смысл высказывания режиссера А. Тарковского: «Предчувствие перемен выразил в своем творчестве Рублев. Он прозрел утро в самый темный час ночи. В этом и заклю­чается высшее предназначение художника».

Символы в жизни и в искусстве

Центральные символы-образы лю­бой культуры — солнце, дерево, доро­га. Люди верили, что они наделены священными силами, и почитали их. Солнце дает свет и тепло и являет­ся символом жизни. Дерево растет, а теряя листву, обретает ее вновь и вновь, т. е. как бы умирает и воскре­сает. Поэтому, в соответствии с древ­ними религиозными верованиями, дерево — символ Вселенной.

Для русского человека особое зна­чение имеет образ-символ дороги. Жизнь человека уподоблялась дороге, которую должен был пройти каждый. Народные обряды, отмечавшие основ­ные вехи жизни человека — от рож­дения, крещения, свадьбы, вплоть до смерти, — отражали его представле­ния о ценностях бытия и одновремен­но воспитывали и обучали, формируя культуру восприятия пространства и времени. Дорога издавна подкупает и привлекает русского человека новыми возможностями, свежими впечатлени­ями, заманчивыми переменами.

Образ дороги получил широкое распространение в искусстве, и пре­жде всего в фольклоре. Многие сюже­ты народных сказок связаны с про­хождением пути-дороги в прямом и переносном смысле. Отечественное искусство знает немало музыкальных, живописных, графических произведе­ний, которые посвящены образу до­роги. Достаточно назвать имена ком­позиторов: М. Глинки, П. Чайковского, С. Танеева, С. Рахманинова, Г. Свиридо­ва; художников: И. Билибина, В. Васне­цова, И. Левитана, Н. Рериха; поэтов и писателей: А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя и многих, многих других.

Образ Руси, бешено несущейся по неизведанной дороге, не так опти­мистично безмятежен, как может по­казаться с первого взгляда. В таких народных песнях, как «Не одна-то ли во поле дороженька», «Ах, ты поле мое» и др., дорога вызывает в душе человека переживания, связанные с чувством любви к природе, родному краю, близкому человеку. Как правило, песни подобного рода отличаются распевностью, широтой дыхания, развитой мелодикой. Интонации этих песен пере­плетаются с поэзией народной речи. Создается чрезвычайно красочный и выразительный, прямо-таки зримый образ, ко­торый захватывает человека целиком.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 2740 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...