Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
§ 2. Модернизация и постмодернизм в социологии
Проблема модернизации в социологии
Говоря о социальных изменениях, нельзя не коснуться такой важной социологической проблемы, как модернизация. В западной социологии этот термин используется для характеристики сложной совокупности перемен, происходящих в процессе индустриализации. По существу, речь идет о совокупности инновационных идей, приводящих к трансформациям, воздействующим на все общество. Эти идеи и перемены, имеющие радикальный характер, охватывают экономику, производство, политику, образование, культуру, традиции, религиозную жизнь, причем как порознь, так и вместе. Американский социолог Д. Лернер, одним из первых затронувший проблему модернизации, определил ее как «процесс социального изменения, при котором менее развитые общества приобретают черты, характерные для более развитых». По его мнению, основными чертами модернизирующихся обществ являются: урбанизация, широко распространенное умение читать, массовая культура, массовое участие в политическом процессе*. К этим чертам некоторые авторы (например, Д. Макклеланд) добавляют еще одну характеристику: превращение предпринимателя в центральную фигуру процесса модернизации.
1 См.: Lerner D. Modernization: social aspects // International Encyclopedia of the Social Sciences. N.Y., 1968. Vol. 10.
Раздел VI. Социальные изменения и процессы
Несмотря на то что понятие модернизации было использовано в основном для анализа процессов, происходящих в слаборазвитых странах, некоторые из западных социологов пытаются применить его к России, особеш ю в связи с рассмотрением происходящих в ней за последнее десятилетие процессов. Иногда модернизацию в России называют «запаздывающей». С таким подходом в принципе согласиться нельзя, поскольку основные черты общества, называемого модернизированным, в России давно реализованы, исключая, пожалуй, предпринимательство. Но утверждение предпринимательства как особого и значимого слоя в обществе связано не столько с его модернизацией, сколько с определенными типами и моделями экономики.
Модернизацию имеет смысл рассматривать как инновацию (или совокупность инноваций), которые приводят к существенным изменениям социальных процессов. Поэтому в качестве инноваций следует выделять в первую очередь значительные преобразования в основных сферах общественной жизни. Это индустриализация, означающая создание системы промышленного производства, отвечающего основным экономическим требованиям. Это возникновение бюрократии как формы государственной организации с соответствующими службами. Это значительное повышение уровня грамотности и создание развитой системы официальных учебных заведений в рамках всех уровней образования. Это развитие средств массовой информации и превращение их в источник образования, знаний и культуры. Это возникновение новых мощных нерелигиозных идеологий (в первую очередь националистических) и потеря влияния традиционных религиозных систем. Это утрата семьей своей главной традиционной функции — быть основной производственной ячейкой. Это появление новых ценностей и существенные психологические перемены на базе их усвоения.
Существуют различные теории модернизации, они отличаются друг от друга тем, что при ее характеристике на первое место выдвигают какие-то отдельные значимые черты этого процесса. В одной из теорий модернизация рассматривается как создание массового общества (теория массового общества), в другой (феноменологическая социология) — как ослабление небольших традиционных общностей, расширение личного выбора, увеличение различий в системах верований, усиливающееся осознание времени, особенно будущего.
Теории модернизации, распространенные в западной социологии, часто подвергаются критике по меньшей мере по двум позициям: 1) в основе их лежит западная модель развития без учета национальных, этнических и иных особенностей тех или иных стран и регионов; 2) как считают критики, модернизация не обязательно ведет к индустриальному росту и равному распределению социальных благ и доходов.
Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм 561
Все это лишний раз свидетельствует о том, что проблема модернизации общества является весьма сложной и имеет много различных истолкований. Конечно, в глобальном, мировом контексте модернизация связана прежде всего с переходом общества от бедности к благосостоянию и развитию. Она означает путь перехода страны к современному среднему уровню достижений в основных сферах деятельности. Поэтому не случайно в социологии четко выделяют экономическую, политическую, социальную, культурную модернизацию.
Динамизм современного общества и его социальное развитие получили свое социологическое отражение не только в концепциях модернизации, но и постмодернизма, который стал чрезвычайно популярным в 1990-е гг. Достаточно сказать, что все последние всемирные социологические конгрессы проходили под знаком наступления концепции постмодернизма.
Теории 1980-х гг. о динамике мирового развития
Однако существует еще целый ряд социологических теорий, которые можно чисто условно поместить между концепциями модернизации и постмодернизма. Они были особенно популярны в 1980-х гг. и предопределили появление последних. В теориях тех лет также отражается динамизм мирового развития и ставится диагноз современной эпохи, причем в глобальном плане. Именно такой диагноз предлагает английский социолог Э. Гиддснс, раскрывая три основные характеристики современного мира^.
Первая характеристика — развитие административной власти, в первую очередь государства, включая в особенности использование информационных ресурсов. Вторая характеристика (часто остающаяся незамеченной в социологии) — развитие военной власти. Формирование современных государств очень тесно связано с военной властью и войнами. Распад традиционного мира под натиском современности не является следствием капитализма или индустриализма или даже концентрации административных ресурсов в руках государства. Это — совокупный итог всех процессов в сочетании с современными способами использования военной силы и ведения войны. Наконец, третья характеристика современного мира — измерение его культурой, которая выступает как отражение капитализма или индустриализма. Таким образом, Э. Гидденс пытается создать своеобразную матрицу современного
1 См.. Guldens A. The Constitution of Society; Idem. The National State and Violence. Cambridge, 1985, 9 тезисов о будущей социологии // «Thcsis»,1993. Выи. 1. Т. 1. Последняя работа преде 1авляет собой лекцию, прочитанную Э Гиддснсом на пленарном заседании собрания Социологической ассоциации восточных штатов в Нью-Йорке в 1986 г.
Раздел VI Социальные изменения и процессы
мира, анализируя его динамизм сквозь призму названных выше трех основных характеристик, трех измерений.
Очевидно, что динамизм человечества в XX в. определяется в значительной степени сдвигами и переходами от индустриального общества, являющегося целью модернизации, к другим обществам, рассмотрение которых получило в социологии широкое распространение. Такими «концептуальными» обществами являются прежде всего постиндустриальное и информационное, теоретический анализ которых был популярным в 1980-х гг.
При этом возникает вопрос: является ли современный мир следствием развития капитализма или же результатом распространения индустриализма? Несмотря на разные ответы (для одних социологов главная линия — развитие индустриализма, а капитализм есть всего лишь организация индустриализма, для других современный мир выступает следствием капитализма), по существу в большинстве из них довлеет экономический, производственный редукционизм, т.е. стремление рассматривать современное общество прежде всего с экономических позиций. Здесь, кстати, можно видеть одну из главных причин того, что Гидденс вводит свои три измерения как дополнения к анализу динамики современного общества.
В соответствии с распространенными на Западе теориями постиндустриальное общество отличается от индустриального иной экономической основой, новыми, более прогрессивными технологиями, повышающими и уровень производительности труда, и степень развития производства. Отсюда — новые жизненные стандарты, связанные с более высоким уровнем потребления, новым стилем и образом жизни, комфортом, досугом.
Качественно иным по своим очертаниям выглядит информационное общество. В соответствии с теорией информационного общества К. Оффе, профессора Бременского университета в Германии, можно выделить две главные характеристики этого общества. Во-первых, оно базируется на создании, потреблении и распространении информации, что становится основной формой деятельности значительной части членов данного общества. Во-вторых, его основной фигурой становится человек информирующий, информирующийся и образовывающийся. Поскольку образовательная и самообразовательная деятельность становятся доминантой образа жизни человека, создаются предпосылки к созданию цивилизации образования (взамен сначала цивилизации труда, затем — досуга, потом — потребления).
В концепциях 1980-х гг. особое внимание обращается на гуманизацию основных форм социального и индивидуального бытия в связи с реализацией программ улучшения качества жизни. В них подчеркивается резкое усложнение человеческих взаимодействий, активное
Глава 31 Социальные изменения, модернизация и постмодернизм 563
движение к свободе как главному богатству общества и личности, провозглашается примат общечеловеческих ценностей.
Концепция постмодернизма
Перейдем к рассмотрению концепции постмодернизма. Каков ее абрис и в чем суть? Постмодернизм как инновация охватывает будущее общество, либо пришедшее (приходящее) на смену современному, либо готовящееся к этой смене. В соответствии с утверждениями сторонников концепции постмодернизма, идет процесс складывания нового мирового сообщества и нового сознания. В основе этого сообщества — рыночная экономика, либерально-демократические институты, культура с оттенком коммерциализации и др. Созданная на этих принципах новая цивилизация стремительно расширяет свои границы. Это — глобальный процесс, особенно успешно развивающийся после крушения общественного строя в СССР и странах социалистической системы.
Благодаря этому и другим процессам (например, создание Европейского союза) рушатся всяческие границы (не только территориальные), государственность в классическом определении теряет свой смысл, все национально-специфическое становится иллюзорным. Социальные изменения такого рода еще только недавно начались, однако у них очень большое будущее, и они являются непосредственной предпосылкой становления постмодернистского общества.
В связи с объединительными тенденциями в мире (к примеру, создание единой Европы) отдельные государства уступают место новым, стабильным, структурам. Уровень жизни в новом обществе весьма высок, но и требования к странам, желающим вступить в него, очень строги. Для таких стран необходимо «новое сознание», являющееся результатом полного отказа от прошлого, поскольку в новой глобальной системе — постмодернистском обществе — не действуют старые категории.
В глобальной цивилизации, т.е.постмодернистском обществе, в отличие от теперешнего — модернистского — не будет гипертрофирования материального потребления, поскольку в наи-более развитых странах рубеж насыщения в этом отношении уже достигнут. Более того, как отмечает известный французский социолог А. Турен, современное европейское общество гораздо более материалистично, чем гуманистично. Пока оно в этом смысле остается весьма контрастным. Однако смысл постмодернизма как раз и состоит в том, чтобы снять эти контрасты, равно как и контрасты прошлого и будущего, традиций и современности.
Это были, так сказать, общие очертания концепции постмодернизма. Что касается его сути, то она — в признании разнообразия векторов развития различных обществ и культур, в отказе от евроцентрист-
Раздел VI Социальные изменения и процессы
ской схемы, «предписывающей» некую общую для всех стран и народов траекторию социально-экономического и культурного развития.
В социологии идут дискуссии о содержании постмодернизма и особенно о реальных возможностях воплощения в жизнь постмодернистских проектов, что является отражением определенной и теоретической, и практической ситуации. Во-первых, концепция постмодернизма достаточно нова, еще не устоялась. Во-вторых, поскольку она анализирует будущее человеческого общества и охватывает комплекс вопросов, касающихся взаимоотношений различных стран, неизбежна некоторая размытость границ и очертаний самой теории. В-третьих, на рубеже XX—XXI вв. положение в мире так быстро и динамично видоизменялось, что это не могло не сказаться на содержании и направленности самого постмодернизма.
Говоря о дискуссиях по поводу постмодернизма, приведем несколько точек зрения, принадлежащих крупным современным социологам. Так, Ю. Хабермас считает, что хотя реалии человеческого бытия сейчас действительно не такие, как прежде, однако задачи, ими порождаемые, не изменились и нет оснований отказываться от их решения. Toi проект, который делал наш мир современным и давал ему право на это название, не доведен до конца. Поэтому задача «сильного» общества состоит в том, чтобы осуществить радикальное преобразование мира модерна, не уходя от него самого, его принципов и идеалов.
Э. Гидденс, высказывая сходную точку зрения, находится в методологической оппозиции к постмодернизму, считая, что общество модернистского типа далеко не реализовало свой потенциал. По его мнению, главной характерной особенностью этого потенциала является необыкновенный динамизм, который позволяет рассматривать модернистский мир как мир «отказавших тормозов». Современное же общество (рубеж XX—XXI вв.) английский социолог определяет как общество позднего модерна.
Оно характеризуется им с помощью четырех главных признаков: индустриализма (базируется на широком использовании самой современной техники и технологии); капитализма (его база — производство товаров на основе действия конкурентных рынков продукции и рабочей силы); инстигутов контроля и надзора (они демонстрируют наличие и влияние власти и организации); монопольного господства государства над средствами насилия (в границах своих стран). К названным признакам Гидденс добавляет характеристику общества постмодерна как «общества риска» (в сознании людей понятие риска приходит на смену понятию судьбы). Наконец, что особенно важно отметить, в последних работах появляется еще одна, крайне значимая характеристика общества постмодерна, — глобализация (подробнее о ней будет сказано чуть дальше).
Глава 31 Социальные изменения, модернизация и постмодернизм
Э. Гидденс называет новое общество портретом «поздней современности». При этом и он, и Хабермас занимают достаточно оптимистические позиции в отношении постмодернистского общества.
В отличие от них еще один английский социолог 3. Бауман настроен не столь оптимистически в отношении постмодернизма, поскольку, по его мнению, «мы живем во времена не столько прогресса, сколько риска...». Отсюда возникает вопрос: возможны ли в принципе такие инновации, которые могли бы обеспечить создание совершенного общества, «принесет ли наука, измыслившая Циклон-Б и атомную бомбу, неминуемое конечное освобождение»? Эго же касаегся и культуры, но уже в другом ключе. Бауман точно замечает следующее важное обстоятельство: «Современная культура была культурой сомнения, критики и сопротивления. Свой оптимизм относительно будущего она подпитывала пессимизмом в отношении настоящего. Если она выражала энтузиазм но поводу намерения, то „ обязательно осуждала и порицала его очередные практические воплощения. Предметом критики оказывались все очередные свершения современной цивилизации — ни одно не выдерживало испытания культурой»1. Это привело к тому, что критика результатов стала переходить в критику намерений. Подобные рассуждения убеждают Баумана в том, что проект постмодернистского общества является очень противоречивым.
Вывод, который можно сделать отсюда, заключается в том, что противоречивость постмодернистской концепции определяется не только разными взглядами социологов на природу постмодернизма, их несовпадающими ориентациями, но и противоречивым характером инноваций, которые возникают сегодня и приводят к становлению нового общества, их подчас диаметрально противоположным эффектом. Поэтому можно уверенно считать, что ключи от замков к будущему обществу — в «руках» инноваций.
Концепция глобализации в социологии
Концепция постмодернизма была центром дискуссий и различного рода социологических рефлексий в 1980-х — первой половине 1990-х гг. На смену ей во второй половине 1990-х гг. пришла логически вытекающая из нее концепция глобализации. Этот термин стал сегодня едва ли не самым популярным и в научной, и в публицистической литературе. Если же учесть, что в мире возникли не только теории глобализации, но и реальные протестные антиглобалистские движения, объединяющие представи-1елей десятков стран, то становится понятной необходимость разобраться в содержании реальных процессов и теориях, их интерпретирующих.
Глобализация выступает как современный этап развития всего человеческого общества, поэтому она становится объектом особого, может
^ Бауман 3 Спор о пост модернизме // Социол журн 1994 № 4 С 75
Раздел VI Социальные изменения и процессы
быть, даже самого пристального социологического внимания. Оно обусловлено тем, что глобализация — это в первую очередь реальное развитие цивилизации в конце XX — начале XXI в., представляющее собой создание единой и взаимосвязанной системы в области экономики, политики, культуры, массовых коммуникаций; это процесс возрастающего воздействия различных факторов международного значения на социальную действительность во всем мире; это усиливающаяся опасность мирового терроризма, ядерной войны, религиозного фундаментализма, уничтожения природной среды, эпидемиологических заболеваний и т.д. Перечень глобальных вопросов современности может быть значительно увеличен. При этом иод ними мы будем понимать совокупность проблем, затрагивающих коренные жизненные интересы всего человечества и требующих совместных, коллективных решений со стороны большинства или хотя бы многих, в первую очередь развитых, стран.
Сегодня о глобализации не пишет только ленивый. Нас, однако, будут интересовать не любые, а лишь социологические интерпретации этого феномена. Одной из первых попыток его анализа стала характеристика глобализации производства, или экономической глобализации, рассматриваемой как процесс интеграции экономической деятельности во всемирном масштабе, главную роль в котором играют транснациональные корпорации. Появилось даже понятие глобального капиталиста как общей совокупности ролей, учреждений и структур, выполняющих функции капитала и внутри данного общества, и во всемирном масштабе.
Вначале глобализацию рассматривали как следствие влияния Запада, а посттрадиционное общество характеризовали как первое глобальное общество. Сегодня, однако, ясно, что глобализацию нельзя понимать только лишь как вестернизацию. Между тем такой подход можно было обнаружить в концепции мир-системного анализа И. Валлерстай-на, особенно в ее начальном варианте, в котором имело место утверждение о глобальном превосходстве США — единственной сверхдержавы после разрушения Советского Союза. Сейчас понятно, что глобализация — это процесс в полной мере плюралистический.
Данную позицию отстаивает Р. Робертсон1. Он считает, что глобализация должна рассматриваться не как исключительный результат развития Запада, его истории, а как следствие взаимодействия западных стран со всем остальным миром, причем взаимодействия многостороннего, происходящего в экономической, военно-политической, торгово-техно-логической, культурной, религиозной, коммуникативной и иных сферах. По мнению Робертсона, глобализация соединяет в себе многие образцы изменения и является итогом плюралистического развития мира.
1 См Robertson R Globalization L, 1992
Глава 31. Социальные изменения, модернизация и постмодернизм
Э. Гидденс, уделивший проблеме глобализации большое внимание в связи с анализом общества позднего модерна, пишет, что на первый взгляд для людей это явление имеет место не «здесь и сейчас», в повседневной жизни, а где-то далеко, «там», во всемирных социальных отношениях. Для социолога, однако, считает Гидденс, эта ситуация представляется совсем иной, и он рассматривает глобализацию как явление, которое затрагивает каждодневные интересы человека1. Глобализация трактуется английским социологом как интенсификация социальных отношений всемирного характера, которые связывают находящиеся на удалении друг от друга локальные контексты жизни так, что процессы и события, происходящие в одном месте, обусловливают процессы и события, происходящие далеко от них, и, наоборот, сами обусловливаются ими2.
Глобализация характеризуется Гидденсом как естественное продолжение модерна в новых социально-экономических и политических условиях 1990-х гг., или условиях позднего модерна. При этом он говорит о пяти основных чертах глобализации. Первая — это возникновение глобальной взаимосвязанности экономических процессов, где, как уже отмечалось выше, существенную роль сыграли транснациональные корпорации. Вторая черта — появление новой системы международных отношений между нациями-государствами. Третья черта определяется складыванием нового мирового военного порядка — с учетом того обстоятельства, что современное вооружение и военная сила приобретают глобальный характер, превращая локальные вооруженные конфликты во всеобщие. Четвертая черта означает дифференциацию и разделение труда между различными странами и частями планеты. Наконец, пятая черта, которая сегодня становится одной из наиболее значимых и обсуждаемых, — «культурная глобализация». Она означает бурное развитие технологий коммуникации, глобальный трансфер культурных ценностей, реальных достижений в области культуры, вкусов.
В самые последние годы обращают на себя внимание попытки некоторых (прежде всего зарубежных) социологов, рассматривающих проблемы перехода к постмодернистскому обществу в условиях процессов глобализации, считать его наиболее целесообразной моделью современное и будущее американское общество. Это стремление особенно заметно проявилось на XV Всемирном социологическом конгрессе (г. Брисбен, Австралия, 2002).
Не имеет смысла раскрывать здесь весьма противоречивые его характеристики (хотя бы для того, чтобы не идеализировать эту модель). Главное — в другом. Сам пафос концепций постмодернизма и
'См. GiddensA In Defence of Sociology P 51 2 Ibid
Раздел VI. Социальные изменения и процессы
глобализации не допускает апологетики какого-то конкретного общества, какой-то одной страны. Глобальная постмодернистская цивилизация — это некий симбиоз всего лучшего, что накопило человечество, это как бы равнодействующая параллелограмма сил, в качестве которых выступает опыт наиболее развитых стран.
Вопросы и задания
1. Почему термин «инновация» стал сголь популярен в настоящее время? Что
включается в его содержание? Как он соотносится с понятом традиции?
2. Какие виды инноваций выделяют в социологичсской науке?
3. В чем смысл социологического подхода к изучению инноваций?
4. Проанализируйте инновацию как социокулыурпый феномен.
5. Каковы теоретические разрабоп<и проблемы инноваций в рамках макросоциоло-
гичсской парадигмы?
6. Охарактеризуйте суть проблемы модернизации и социолоиш. Что такое модер
низация общества?
7. В чем сложность разработки юорий модернизации общее та?
8. Как вы представляете себе постмодернистское общее! во (цивилизацию)? Поче
му концепции постмодернизма сюль противоречивы?
9. Почему проблема глобализации с [ала одной из самых актуальных и современном
мире? Как это явление трактуется в социоло! ии?
Литература
Аллард Э. Сомнительные достоинства концепции модернизации // Социол. исслед. 2002. № 9
Валлерстайп И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменяемся? // Социол. исслед. 1997. № 1.
Волков Ю.Г., Добренькое В И., Немипуренко В.Н., Попов А В. Социология. М., 2000. С. 413-445.
ГидденсЭ. Социология. М, 1999. Гл. 16.
Келлер Я. Модернизация — т уманизация общества или коррозия бытия? // Социол. исслед. 2002. № 7.
Култъиин В.П. Облик социального мира в современной социологической мысли // Социол. исслед. 2003. № 2.
Мартинелли А Рынки, правительства и глобальное управление // Социол. исслед. 2002. № 12; 2003. № 1.
Российская социологическая.энциклопедия. М., 1998
Смеллер Н Дж. Социология. М., 1994. С. 620—636.
Фролов С.С. Социология. М„ 1996. С. 267-284.
Штомпка П. Социология социальных изменений М., 1996. С. 170—185.
Словарь основных понятий и терминов
АДАПТАЦИЯ — начальный этап процесса включения и интеграции индивида в социальную, образовательную, профессиональную среду, основанный па ее реальном, повседневном, регулярном взаимодействии с ним.
АКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - ип-тегративная характеристика целенаправленной деятельности человека, связанной с преобразованием общее!венной среды и формированием социальных качеств личности.
АНКЕТА — объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление мнений и оценок респондентов и получение о г них информации о социальных фаюах, явлениях, процессах.
АНОМИЯ — совокупность видов нарушений в норма швной системе общества, выражающихся в отрицании социальных норм или слабом их регулирующем воздействии на индивидов и являющихся основой отклоняющегося поведения.
АНОНИМНОСТЬ — один из важнейших принципов проведения эмпирического социологического исследования, состоящий в сохранении социологом конфиденциальности, безымяшюсти респондентов и повышающий вследствие этого искренность их ответов и надежность информации.
БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД - один из широко распространенных методов социологического исследования, направленный на изучение жизненного пути индивида.
БРАК — особый институт, регулирующий с помощью социально-правовых норм семейно-родственные отношения.
БЫТ — один из основных компонентов образа жизни людей, связанный в основном с домашней, семейной, внепроизвод-ст венной, непрофессиональной деятельностью (домашним трудом, досуговым общением, рекреацией, взаимным обслуживанием).
БЮДЖЕТ ВРЕМЕНИ - конкретная форма социального времени, выступающая как совокупное время индивида и социальных общностей, охватывающая основные виды их жизнедеятельности; метод измерения распределения и использования фонда времени.
БЮРОКРАТИЯ - форма организации современного общества, его управленческих структур, характеризующаяся жесткой регламентацией отношений между социальными институтами, группами и людьми, строгой иерархией власти, безличностью административной деятельности, существованием привилегированного слоя служащих, осуществляющих власть и господство в opi анизации.
ВАЛИДНОСТЬ — обоснованность, надежность социологической информации, означающая отсутствие в ней теоретических ошибок, которые могут возникнуть в связи с неверными исходными методологическими и методическими посылками в ходе подготовки и проведения исследования.
Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 324 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!