Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Формы преподавания курса социологии и их организационно-методическое обеспечение с учетом современных образовательных технологий 2 страница





3. Современная социология, изучая различные фрагменты соци­альной структуры (от общества в целом до отдельных групп и орга­низаций) и используя разные познавательные средства, представляет собой сложную систему социологического знания.

По своему логическому статусу социология делится на теорети­ческую и эмпирическую. Теоретическая социология в основном но­сит академический характер, представляя собой развитие собственно социологического знания, в какой-то мере «науку для науки», где вырабатываются основные принципы и категории, описывающие социальную действительность, и отрабатывается методологическая основа социологического познания.

Эмпирическая социология непосредственно связана с изучением конкретных социальных объектов, с накоплением эмпирических данных и фактов, служащих основой для выработки практических рекомендаций и для широких теоретических обобщений академиче­ского характера.

В зависимости от целей, т.е. от того, для чего проводятся эмпи­рические исследования, для решения практических задач или же за­дач чисто академического характера, эта разновидность социологи­ческого знания подразделяется на академическую и прикладную. Последняя в основном ориентирована на решение конкретных прак­тических задач: определение психологического климата в трудовом коллективе, определение имиджа и престижа руководителя, стиля управления, определение рейтингов депутатов и т.д.

Теоретическая социология в зависимости от масштаба изучаемо­го объекта подразделяется натри уровня:

• теории фундаментального, общесоциологического уровня (или макросоциология);

• теории среднего уровня (или отраслевая социология, например, социология семьи, образования, религии, культуры, спорта, ме­дицины и т.д.);

• теории микроуровня (или микросоциология, например, теория малых групп, групповой динамики, групповых отношений, тео­рии личности).

В каждом из этих уровней есть свой эмпирический базис. При­кладная же социология в качестве своей методологической основы использует теоретические построения всех трех уровней.

«Макротеоретики» работают (и вырабатывают) с общесоциоло­гическими понятиями культуры, социальных институтов и общно­стей, социальных систем и структуры и т.д.

«Микротеоретики» используют понятия социального поведения, социального действия, межличностного взаимодействия, мотива, стимула и т.д.


Значение социологии определяется ее функциями. Количество этих функций и порядок их рассмотрения в разных учебных пособи­ях указывается по-разному. Для социологов эта проблема имеет свое методологическое значение и достаточно активно обсуждается. В рамках же общего курса можно указать лишь те функции, которые большинством исследователей признаются в качестве бесспорных и общепринятых. Такими общепринятыми функциями социологии являются:

познавательная (гносеологическая) - связана с изучением со­циальной реальности, с накоплением логически и теоретически обоснованного знания об обществе, фактах и законах его строе­ния, функционирования и изменения;

прогностическая - связана с выработкой научно обоснованных прогнозов об изменениях в рамках различных социальных струк­тур, о тенденциях их развития;

организационно-управленческая - связана с выработкой реко­мендаций, социальных проектов и социальных технологий, кото­рые могут быть использованы в управленческой деятельности для решения практических задач в рамках функционирования различных социальных объектов (группы, производства, города, региона, страны в целом);»

воспитательно-идеологическая - связана с явной или неявной пропагандой различного рода идей социально-политического, нравственного, религиозного (или антирелигиозного) характера, ибо социология, как и любая другая общественная наука, просто не может откреститься от оценок тех событий и явлений, которые она изучает и идеальную типизацию которых предполагает.

Тема 2

Основные этапы становления и развития социологии

План лекции:

1. Философско-теоретические предпосылки возникновения со­циологии. Марксистская и позитивистская версии изучения и преоб­разования общества.

2. Зарождение и основные этапы развития теоретической социо­логии.

3. Эмпирическая социология и ее роль в утверждении социоло­гии в качестве науки. Проблемы институционализации социологии.

4. Особенности развития российско-белорусской социологиче­ской мысли.




1. Материал этой темы чрезвычайно обширен. Можно было бы предложить отвести на изучение этой темы две лекции и два семи­нарских занятия. Если же ограничиться одной лекцией, тогда в каж­дом из обозначенных вопросов придется выбирать наиболее важные его моменты.

Второе методическое замечание состоит в том, что развитие социо­логической мысли нельзя рассматривать как линейно-поступательный процесс, когда новый этап сменяет и как бы отменяет предыдущий. Предшествующие этапы развития социологической мысли не отмирают с появлением новых, а продолжают существовать, имея собственную историю и современные формы своего проявления. Так, социальная философия предшествовала появлению теоретической социологии. Но с возникновением последней она не прекратила своего существования, а продолжает развиваться и в наше время, постоянно подпитывая свои­ми идеями современную теоретическую социологию. Поэтому совре­менная социология представляет собой довольно сложную смесь соци­ально-философских, социально-теоретических и эмпирических (при­кладных) исследований.

Наглядно основные этапы возникновения социологии можно проиллюстрировать следующей схемой, (см. рис. 6).

  Середина XX в
  Конец XIX -начало XX в. Теории среднего уровня (отрасл. социол.)
  Первая половина XX в. Эмпирическая (прикладная) социология
IV в. до н.э. Теоретическая социология
Социальная философия
       

Рис 6. Этапы зарождения и развития социологии

В истории философии имеется обширный материал, определяющий истоки социологии. Поэтому здесь встает трудная методическая задача отбора этого материала. Но при всем ограничении времени здесь не­возможно не упомянуть и не дать хотя бы самую общую характеристи­ку таких работ, как «Государство» Платона, «Политика» Аристотеля, «Левиафан» Гоббса, «О духе законов» Монтескье и «Философия права»


Гегеля, в которых ставились и решались вопросы о социальной струк­туре, о гражданском обществе, о государстве и праве, о формах правле­ния, о собственности, производстве и торговле, о правах и типах лично­сти и т.д., т.е. все те вопросы, которые и стали впоследствии основными вопросами теоретической социологии.

В свое время, при изучении вопроса о возникновении марксизма, подробно анализировались социально-политические, философские и естественнонаучные предпосылки марксистской философии. Нужно сказать, что этот материал имеет общенаучное значение и вполне может быть использован при анализе зарождения теоретической со­циологии. При этом, анализируя социально-политическую ситуацию Европы XVIII в., нельзя ограничиться лишь рассказом о выступле­нии трудящихся масс. Важно подчеркнуть ту ситуацию нестабиль­ности, разрухи и распада, внутренних и международных конфлик­тов, в которой оказалась Европа накануне революций, в период их осуществления и в постреволюционный период. Обнищание и раз­руха охватили не только трудящиеся массы, а общество в целом. Многовековая стабильность феодального общества была поколебле­на, а новые устои буржуазного общества еще не сформировались. В этих условиях многие мыслители стали возлагать надежды на ра­циональные основы бытия, и прежде всего на науку, которая к этому времени, несмотря на все социальные трудности, сделала значитель­ные успехи в технической сфере. В этих условиях и зарождаются две теоретические модели модернизации общества на научно-рациональной основе: марксизм и позитивизм.

Первый, апеллируя к науке, отстаивал объективный (т.е. матери­ально-экономический) ход социального развития. Свою социальную концепцию марксизм выразил в виде исторического материализма, основой которого стало материалистическое объяснение истории, в экономике - уничтожение частной собственности, в социально-политической сфере - уничтожение классов и установление соци­ального равенства. Отсюда вытекала необходимость социалистиче­ской революции и установления диктатуры пролетариата.

Второй подход (позитивистский), также апеллируя к науке, от­стаивал идеалистический критерий общественного развития (т.е. развитие духовных элементов культуры), необходимость сохранения частной собственности и плавного реформирования общественных структур. Именно этот подход и был назван «социологией», на дол­гие годы связав себя с интересами имущих классов, что и обеспечи­ло его отторжение в лагере социализма.

Это пояснение необходимо сделать, ибо марксизм существовал и существует на Западе, а К. Маркс признается одним из классиков теоретической социологии и в современной западной литературе.


2. Анализ зарождения и основных этапов развития теоретической
социологии также представляется весьма трудным делом из-за об­
ширности материала.

Здесь важно иметь в виду то обстоятельство, что теоретическая социология часто заимствовала какую-либо ключевую идею из наи­более развитых областей знания, что и определило ее пестроту и плюралистичность. Так, в теоретической социологии можно выде­лить следующие ее разновидности:

- географический детерминизм;

- экономический детерминизм;

- биологизм (с его разновидностями: органицизм, эволюцио­низм и социал-дарвинизм);

- психологизм (теория подражания, психология масс и толпы, интеракционизм, теории обмена, конфликта, социального дей­ствия);

- социологизм (теория Э. Дюркгейма);

- этнометодология;

- структурализм;

- функционализм;

- технологический детерминизм (идеи индустриального и по­стиндустриального общества);

- концепции информационного общества;

- концепция коммуникативного действия (Ю. Хабермас);

- концепция структурации (Э. Гидденс).

Это перечисление необходимо для того, чтобы понять, что теоре­тическая социология не представляет собой набор общепризнанных истин, раскрывающих подлинную картину общества, его строения и развития. Это, скорее, мозаичное полотно, где соседствуют разные мнения и идет идеологическая борьба.

Если говорить о персоналиях, то следует выделить таких класси­ков теоретической социологии, как О. Конт, Г. Спенсер, Г. Тард, Э. Дюркгейм, М. Вебер, разумеется, указав лишь на их ключевые идеи, так как для более подробного рассмотрения просто не хватает времени. Изложение идей этих авторов сейчас легко найти в учеб­ной и справочной литературе.

3. Если европейская социология тяготела к теоретическим по­
строениям и развивалась в начале XIX века вне стен университетов,
то эмпирическая социология, получившая наибольшее развитие в
США, с самого начала была связана, с одной стороны, с научными
центрами, а с другой стороны, получила большую поддержку со
стороны предпринимательских кругов, стремившихся с ее помощью
решить ряд практических проблем.


Так, в 1892 г. была открыта первая в мире кафедра социологии и социологический факультет в Чикагском университете (декан Дж. Смолл). В 1901 г. курс социологии преподавался уже в 169 универ­ситетах и колледжах США.

Правительство и предприниматели рассматривали социологию как важный инструмент преодоления социальных конфликтов, со­вершенствования социального управления. Благодаря разработке специальной методики проведения социологических исследований, использованию математического и статистического аппарата моде­лирования и социального эксперимента социология из доктрины быстро стала превращаться в полноценную науку, пройдя в США все стадии институционализации.

В 1918 г. вышел труд Ф. Знанецкого и У. Томаса «Польские кре­стьяне в Европе и в Америке», ставший классическим образцом кон­кретно-социологического исследования.

Затем последовали Хоторнские исследования, проводимые под-руководством Э. Мэйо, с разработкой доктрины «человеческих от­ношений».

Эмпирические исследования требовали соответствующей теоре­тической базы. Макротеоретические построения европейцев мало подходили к этой цели. Поэтому, наряду с широким фронтом кон­кретно-социологических исследований, начинает формироваться и соответствующий слой теоретических построений, ориентирован­ных на микросоциальные процессы.

В 1943 г. А. Маслоу разработал иерархическую теорию потреб­ностей, на основе которой Ф. Херцберг (в 1950) разработал теорию мотивации, а Д. Макгрегор (в 1957) теорию стилей управления.

Ч. Кули сформулировал теорию «зеркального Я», Дж. Мид -«символического интеракционизма», Дж. Хоманс и П. Блау - «соци­ального обмена».

Однако все эти теории носили чересчур приземленный характер, все свое внимание сосредотачивали на поведении отдельно взятого человека или малой группы. Поэтому объяснить более крупные со­циальные явления они не могли. Возникла потребность обобщения всех теорий и выхода на анализ более широких социальных структур.

Эта задача была выполнена Т. Парсонсом, создавшим общую теорию социального действия и методологию структурно-функционального анализа.

Социальное действие человека, по Т. Парсонсу, имеет рацио­нальный, целенаправленный избирательный характер. На него ока­зывают влияние четыре относительно независимые системы дейст­вия (биологическая, культурная, социальная и личная), каждая из которых выполняет определенную функцию. Формирование этих


систем и влияние их друг на друга Т. Парсонс назвал процессом ин-ституционализации, т.е. созданием такой социальной системы, кото­рая действует сама по себе вне зависимости от того, кто конкретно из людей участвует во взаимодействии.

Теория социального действия, получив свою конкретизацию и дальнейшую проработку в трудах последователей (и даже противни­ков) Т. Парсонса (например, в работах Р. Мертона), в настоящее время приобрела характер классической и в той или иной мере ис­пользуется многими исследователями.

4. Говоря о развитии отечественной социологии, необходимо иметь в виду то обстоятельство, что Беларусь, находясь в центре Ев­ропы, оказалась как бы в зоне политической тектоники между Вос­точной и Западной Европой, между народами Севера и Юга. Здесь, в зоне белорусского этноса, теснейшим образом переплетались эконо­мические и политические интересы тех держав и народов, которые окружали Беларусь со всех сторон. Белорусские земли очень часто оказывались как бы разменной картой в политической борьбе Киев­ской Руси, Литвы, Польши и России за преобладание в этом регионе. Какая культура здесь преобладала, та и оставляла свой след, будучи переработанной в горниле этнических особенностей.

Эти особенности развития белорусской культуры нашли свое от­ражение в народном творчестве, в художественной, философской и политической литературе, а также в сочинениях теологического ха­рактера, представляя собой духовное богатство белорусского наро­да. В большинстве своем именно эта литература и составляет тот теоретический фундамент, на котором развивалась социально-политическая мысль Беларуси. Здесь можно было бы сослаться на работы Е. Полоцкой, К. Туровского, Ф. Скорины, С. Будного, Н. Гусов-ского, М. Смотрицкого, В. Острожского, Г. Конисский, С. Полоцкого, В. Тылковского, С. Шадурского, К. Нарбута, А. Мицкевича, М. Козло-вича, Д. Скрыпченко, И. Абдираловича и многих других мыслителей и общественных деятелей.

Второе обстоятельство, характеризующее специфику развития белорусской общественно-политической мысли, состоит в том, что XIX и XX века прошли при явном преобладании здесь российских интересов.

Третье обстоятельство заключается в том, что будучи частью России и разделяя все перипетии ее истории, Беларусь оказалась со­циалистическим государством в составе СССР, и основной признак государства - наличие собственной территории и соответствующей границы - Беларусь обрела именно в этот период. Поэтому, говоря


об отечественной социологической мысли, нельзя обойти стороной вначале российское, а затем и советское влияние.

В развитии отечественной социологии четко выделяются три пе­риода:

• социологическая мысль дореволюционного периода;

• социологическая мысль советского периода (1917 - 1990);

• современное состояние отечественной социологии.

В дореволюционный период (конец XIX - начало XX в.) социо­логическая мысль России развивалась достаточно интенсивно в об­щем русле европейской культуры. Российское общество активно приобщалось, с одной стороны, к идеям позитивизма (через перево­ды работ О. Конта и Г. Спенсера и подвижническую деятельность французского исследователя, выходца из России Г.Н. Вырубова), а с другой стороны, к идеям марксизма (через переводы работ К. Маркса и Ф. Энгельса и их популяризацию и пропаганду Г.В. Плехановым). Эти философско-мировоззренческие направления, имея много общего в плане методологии познания (ориентация на методы научного по­знания), радикально расходились в вопросах устройства и, главное, переустройства общества. Быстро завоевав большое количество сто­ронников, эти два направления поляризировали общественную мысль Европы и России.

Кроме того, в России глубокие корни имела православно-философская мысль и идеи кантовской философии, что и определи­ло господство в России четырех основных направлений философ­ской (а вместе с ней и социально-политической) мысли: позитивизм, марксизм, неокантианство и социально-христианская мысль.

Основоположниками российской социологии считаются П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский, А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд, Л.И. Меч­ников, Е.В. Роберти, С.Н. Южаков, М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев и другие.

Эти исследователи не только разработали общие теоретические и методологические идеи социологии, но и внесли свой вклад в дело ее институционализации, создавая первые учебные пособия и науч­ные социологические центры. В 1887 г. вышел в свет учебник Н.И. Кареева «Введение в изучение социологии». В 1901 г. М.М. Кова­левский совместно с Е. В. Роберти открыл в Париже русскую Выс­шую школу общественных наук, ставшую фактически первым рос­сийским факультетом социологии, где читали лекции видные ученые и общественные деятели Франции и России, в том числе Г.В. Плеханов и В.И. Ульянов (Ленин).



В 1908 г. М. М. Ковалевский при поддержке В. М. Бехтерева от­крыл в частном психоневрологическом институте первую в России кафедру социологии.

В 1912 г. была открыта секция социологии при Историческом обществе Санкт-Петербургского университета. В 1916 г. учреждено Русское социологическое общество.

Все это свидетельствует об активном процессе формирования со­циологии как науки и ее пропаганде в научной и общественной сре­де. Большая заслуга в этом, кроме уже названных имен, принадле­жит П. Сорокину, К.М. Тахтареву и А.И. Звоницкой.

Второй период развития социологической мысли в России и в Советском Союзе ознаменован тем, что все, что выходило за рамки марксизма и материалистического объяснения истории, зачислялось в разряд буржуазной науки и подлежало искоренению. Но сам по себе советский период достаточно длительный по времени и распа­дается на ряд подпериодов, в которых социологическая мысль оце­нивалась по-разному. К таковым можно отнести:

• переходный период (1917-1930);

• период сталинского тоталитаризма (1930 - 1960);

• период хрущевской оттепели (1960- 1970);

• период брежневской стагнации (1970 - 1980);

• период перестройки (1980- 1990);

• постсоветский период.

В каждом из этих периодов было свое отношение к социологии, но, начиная с 60-х гг. XX в. она начала возрождаться и в настоящее время получила широкое распространение в России как в академи­ческих кругах, так и в практической сфере.

Стремясь усилить свое идеологическое влияние не только в цен­тре, но и на периферии, советская власть (отринувшая от себя все религиозные институты) вынуждена была позаботиться о создании центров национальной культуры с новым идеологическим содержа­нием, что быстро стало ощущаться и в Беларуси. Сразу же после освобождения Западного края от белополяков начинают образовы­ваться новые высшие учебные заведения.

В 1921 г. был открыт Белорусский государственный университет, первым ректором которого стал профессор В.И. Пичета. В универ­ситете было несколько факультетов, в том числе и факультет обще­ственных наук (ФОН), а также кафедра социологии и первобытной культуры, которую возглавил профессор С.З. Каценбоген. Для сту­дентов читались лекции по общей социологии, проблемам труда,


экономики, права, истории культуры, семьи и брака. Уже в 1923 г. в университетском журнале был опубликован первый в республике курс лекций по социологии (Труды БГУ. 1923. № 4, 5).

Масштабы научно-исследовательской работы в области социаль­ной проблематики значительно расширились после открытия в 1922 г. Института белорусской культуры (Инбелкульт), на базе ко­торого в 1929 г. была создана Академия наук Белоруссии, которую возглавил В.М. Игнатовский.

В этот период были организованы систематические исследования в области социально-экономических и социально-культурных про­блем развития белорусской нации (Е.М. Карский, СМ. Некраше-вич), динамики социальной структуры белорусского общества (В.М. Игнатовский, М.В. Довнар-Запольский), социологии семьи и религии (С.Я. Вольфсон, Б.Э. Быховский), образования и воспитания (СМ. Василевский, А.А. Гаваровский, СМ. Ривес), проблем моло­дежи (Б.Я. Смулевич, П.Я. Панкевич). Работы этих авторов (а следу­ет заметить, что многие из них были командированы Россией из ве­дущих российских вузов в Беларусь во вновь созданный универси­тет, т.к. здесь своих специалистов профессорского уровня, конечно же, еще не было) получили широкую известность в республике и за ее пределами.

Таким образом, как в России, так и в Белоруссии в первые после­революционные годы прослеживается тенденция к научному осмыс­лению социально-политических процессов, происходящих в стране. Однако методологическая база этих исследований и особенно их выводы не всегда устраивали новые органы власти.

В 30-е гг. ситуация резко меняется. Власть все больше и больше приобретает черты тоталитарного режима с запретами, подозрения­ми и искоренениями. Истинное положение дел в общественной жиз­ни оказывается весьма далеким от коммунистических идеалов и на­чинает подвергаться идеологической лакировке. Научное познание реалий социалистической действительности становится делом от­нюдь небезопасным. Поэтому исследования социальных явлений либо свертываются, либо попадают под жесткий контроль партий­ной цензуры. Социологические исследования первых лет советской власти воспринимаются теперь не иначе как враждебные. В конце концов врагом становится каждый, кто не разделял коммунистиче­ских убеждений, кто так или иначе проявил какую-то вольность в оценке общественных явлений. В этих условиях наиболее действен­ным средством борьбы с инакомыслием оказываются силовые мето­ды. Репрессии становятся обычным делом. Наиболее «гуманной» формой репрессий оказалось просто отстранение старых специали­стов от работы и высылка их из страны. Хорошо известен случай,



происшедший в 1922 г., когда большую группу ученых и специали­стов выслали из страны. Именно в этой группе оказался и П. Соро­кин, один из родоначальников российской социологии, который за­тем стал весьма заметной фигурой в американской и мировой со­циологии.

Пострадали и белорусские обществоведы. В 1929 г. был смещен с поста ректора Белорусского государственного университета профес­сор В.И. Пичета. В 1930 г. он был арестован (в числе 115 научных сотрудников), обвинен в связи с белой эмиграцией по так называе­мому делу историка С.Ф. Платонова и сослан в Вятку (освобожден в 1936 г.). Трагически оборвалась жизнь первого президента Акаде­мии наук Беларуси профессора В.М. Игнатовского.

Параллельно с репрессиями усиливается и идеологическая обра­ботка людей нового общества. Вакуум, создавшийся после разгрома научных школ в центре и на периферии, необходимо было чем-то заполнить. В 1938 г. выходит в свет «История Всесоюзной коммуни­стической партии (большевиков) краткий курс», которая включала небольшой параграф чисто философского содержания под названи­ем «Диалектический и исторический материализм». С этого момента ни одна общественная работа не могла выйти в свет не будучи со­гласованной с положениями этого «Курса».

Исторический материализм стал рассматриваться как выражение подлинно научной теории об обществе. Социология же была занесе­на в разряд псевдонаук.

Однако после окончания второй мировой войны и, особенно, по­сле смерти Сталина все больше и больше дает о себе знать необхо­димость расширения международных контактов (в области дипло­матии, торговли, искусства, спорта, науки и т.д.).

В этот период оживляется и работа в области обществознания. Развиваются международные контакты ученых, происходит обмен студентами и аспирантами. Вновь оживляется интерес к социальной проблематике и к западной социологии.

Именно в этот и последующие периоды появляются издания от­дельных западных авторов с грифом «для научных библиотек», т.е. рассчитанные на очень узкий круг специалистов. Среди переведен­ных на русский язык исследований западных авторов можно выде­лить следующие:

1. А. Босков, Г. Беккер. Современная социологическая теория. - М., 1961.

2. Новые направления в социологической теории. - М., 1978.

3. Современная зарубежная социальная психология: тексты. - М., 1984.

4. Тернер Дж. Структура социологической теории. - М., 1985.


От советских же специалистов требовался не иначе как резкий критический разбор зарубежных концепций. Правда, некоторые из советских авторов, не избегая критики, все же стремились дать более или менее объективную информацию о том, что делается в западной социологии. К работам такого типа относятся:

1. Осипов Г.В. Современная буржуазная эмпирическая социология. -М., 1964.

2. Кон И.С. Позитивизм и социология.-Л., 1964.

3. Марксистская и буржуазная социология сегодня. - М., 1964.

4. Андреева Г.М. Современная буржуазная эмпиристическая социо­логия. - М., 1965.

5. Грзал Л., Попов С. Критика современных буржуазных социоло­гических теорий. — М., 1976.

6. История буржуазной социологии XIX - начала XX века. - М, 1979.

7. Буржуазная социология на исходе XX века. Критика новейших тенденций. - М., 1986.

При этом среди ученых-социологов формируется своеобразное научное ядро, которое при анализе социальной действительности апеллирует исключительно к строгой логике научного поиска - ме­тодологии прикладного социологического исследования. Так или иначе методологическая литература по социологии и необходимость конкретно-социологических исследований отдельных социальных структур, без чего уже невозможно было эффективно проводить по­литическую работу в массах, заставили смягчить чрезмерно нега­тивную оценку западной социологии, признать ценность приклад­ных исследований и их методологического обеспечения. Из работ этого плана выделяются следующие:

1. Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологического исследования. - М., 1969.

2. Ядов В.А. Социологическое исследование. - М., 1972.

3. Рабочая книга социолога. - М., 1977.

Процесс смягчения ознаменовался появлением следующей волны научной литературы. В этой ситуации, с одной стороны, вновь ожи­вилась дискуссия о соотношении исторического материализма и со­циологии, о предмете социологии, а с другой - появилось большое число работ собственно социологического содержания, например:

1. Кон И.С. Социология личности. - М., 1967.

2. Арутюнян Ю.В. Опыт социологического изучения села. - М., 1968.

3. Подмарков В.Г. Введение в промышленную социологию. - М., 1973.


Даже по названиям этих работ можно судить о том, что социоло­гия постепенно избавляется от «истматовского» влияния, приобретая черты самостоятельной науки. Одним словом, к концу 60-х- началу 70-х гг. в стране складывается вполне благоприятная обстановка для полной реабилитации социологии. Эта реабилитация проявляется не только в характере научной и учебной литературы, но и в ряде ин­ституциональных преобразований.

В этот период в Институте философии АН СССР создается отдел социологических исследований под руководством Г.В. Осипова, в Ленинградском государственном университете - лаборатория со­циологических исследований под руководством В. А. Ядова.

В 1962 г. была основана Советская социологическая ассоциация (председатель Ю.П. Францев). В 1969 г. в Академии наук СССР был открыт Институт конкретных социологических исследований (в 1972 г. переименованный в Институт социологических исследова­ний), который возглавил А. М. Румянцев.

С 1974 г. начал выходить журнал «Социологические исследова­ния» (главными редакторами его были А. Г. Харчев, А.В. Дмитриев, в настоящее время -Ж.Т. Тощенко).

Таким образом, прерванный процесс институционализации со­циологии возобновляется, о чем свидетельствует и развитие социо­логической мысли не только в Советском Союзе, но и в целом в странах социализма.

Повышение интереса к социальной проблематике и особенно к конкретным социологическим исследованиям было характерно для специалистов всех стран социализма. Большой вклад в возрождение социологии внесли представители Польши, ГДР и Болгарии, обра­тившие внимание на ряд важных проблем методики и методологии конкретно-социологического исследования.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 898 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...