Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Монах — это человек Поступка с заглавной буквы.
О. Николаева
Одним из главных ощущений, которыми жили первые христиане, было ощущение эсхатологическое. Эсхатология (от греч. «эсхатон» — «последний») — это учение о конце времен. Если этика большинства религий учит людей, как поступать и к чему это приведет в будущей жизни, то христианство утверждает: вечная жизнь уже дана человеку при крещении и ему следует жить так, чтобы не отторгнуться от Христа, не выпасть из вечности.
Отсюда в христианстве рождается совершенно новая уникальная историософия, т. е. понимание истории. История для христианина есть самое главное, потому что именно б пространстве истории встречаются или... не встречаются Бог и каждый человек.
Христианство не обещает своей всемирно-исторической победы, а Библия кончается Апокалипсисом и Вторым Пришествием Христа.
Включи компьютер и прочитай в рубрике «Глоссарий» об эсхатологии, крещении, историософии, Библии, Апокалипсисе и Втором Пришествии Христа
С распространением христианства и началом массового притока в лоно Христианской Церкви вновь обращенных еще вчерашних язычников и все возрастающего сближения Церкви и государства, начиная уже с IV в. и в дальнейшем, у верующих все больше пробуждалось и крепло желание сохранить изначальное устремление к христианским идеалам. У христиан нарастало ощущение того, что Церковь начала «обмирщаться», приспосабливаясь к секулярному городу, что подвигло многих верующих создать свой «антигород» в безлюдных местах — пустынях, которые считались местами
подготовки к скорому Второму Пришествию Христа и восхождению в Его Небесный Град. Вот как об этом сказал апостол Павел: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр. 13: 14).
Именно этот кризис и послужил одной из главных причин зарождения монашества, впоследствии быстро распространившегося по всему христианскому миру. Монашество оказало огромное влияние на христианскую культуру, особенно на христианскую духовность.
Однако иноческая жизнь, начавшаяся в IV в., явилась продолжением подвига мученического, или аскетического. В древней Церкви
«аскетами» называли тех христиан, которые особенно ревностно служили Богу, пребывая в непрестанной молитве, и отличались подвигами поста и воздержания. Идеалом и примером для первых аскетов был Сам Иисус Христос, Который удалился в пустыню на 40 дней, избрав Себе плотские страдания. Сам же Спаситель говорил, что не было «средирожденных женщинами» человека выше Иоанна Крестителя, который был суровым аскетом, истязавшим свое тело одеждой из верблюжьей шерсти и питавшимся плодами растений и диким медом.
Вк
Включи компьютер и прочитай в рубрике "Глоссарий" о секулярном городе, монашестве, мучениках, аскетах
Включи компьютер и прочитай в рубрике «Основная хрестоматия» справочную статью "Эсхатология»
Включи компьютер и прочитай в рубрике «Дополнительная хрестоматия» справочные
статьи «Апокалипсис» и «Мученичество»
Аскеты в истории христианства появились уже в I в. Девственная и благочестивая жизнь христианских аскетов стала находить все больше сторонников, которые добровольно не вступали в брак и прерывали супружеские отношения. На это обратил свое внимание апостол Павел, который специально разъяснял первым христианам важность и святость христианского брака. В Апостольских правилах также ограничивалось неумеренное подвижничество, а тем, кто решил встать на такой путь служения Богу, надо было правильно понимать идею подвижнической жизни христиан.
Со второй половины III в., когда император Декий особенно жестоко преследовал христиан, аскеты стали удаляться в пустыню. Однако среди ее бескрайних просторов уединялись не только аскеты, но и рядовые христиане, которые боялись, что под пытками могут отречься от Христа. В трактате «О палестинских мучениках» Бвсевий Кесарийский (ок. 260-340) упоминает о многих христианах, «которые, блуждая в пустынях и горах, погибли от голода и жажды, холода и болезней,разбойников и диких зверей».
Включи компьютер и прочитай в рубрике «Специальная хрестоматия» справочные статьи «Сын света» из Кумрана» и «Фелицата»
Самые строгие отшельники совсем удалялись от людей в необитаемые места и по 30-40 лет (иногда более) не видели ни одного человека. Например, епископ Иерусалимский Наркисс, удалившись в пустыню на рубеже II—III вв., жил там так долго, что за это время три епископа преемственно занимали его кафедру. Когда он возвратился на родину, «как будто с того света»,
Паствавозлюбила его еще больше. Такое стремление к уединению раньше всего начало проявляться в Египте, в котором к моменту прихода Иисуса Христа в мир сосредоточилась вся мудрость дохристианской цивилизации. Центром, в котором сходились верования всех известных к тому времени народов, была Александрия. Вэтом культурном, научном и религиозном центре древнего мира идеализм древних греков сочетался с мистицизмом египтян. Например, идеи неоплатонизма были так широко распространены, что с ними были знакомы даже необразованные люди. По этой причине появление христианствамогло быть только в Египте, в Александрии. Именно здесь были те условия, которые способствовали разъяснению истин христианства людям, чтобы приблизить их к пониманию тайн Откровения.
Включи компьютер и прочитай в рубрике «Персоналии»: К*-' о епископе Иерусалимском Наркиссе;
об императоре Декии и Евсевии Кесарийском
Включи компьютер и прочитай в рубрике «Глоссарий» об Апостольских правилах, кафедре, пастве, Александрии, неоплатонизме, христианстве и Откровении
Включи компьютер и прочитай в рубрике статью «Александрия»
'Дополнительная хрестоматия» справочную
Многие люди в то время стали отшельниками, но монахами стали называть особо благочестивых — тех, кто заимствовал образ жизни от апостола Марка, первого епископа Александрии. Однако первые монашествующие не могли основать отдельные общества вблизи городов, так как законы Римской империи запрещали это делать.
Положение Церкви изменилось, когда по Миланскому эдикту 313 г. император Константин Великий прекратил гонения на христиан, но сама общественная жизнь (законы, обычаи, нравы, праздники), которая веками основывалась на языческих верованиях, на этом этапе постоянно вступала в противоречие с началами христианской жизни.
Рис. 12.1. Икона «Иоанн Златоуст.» |
Святой Иоанн Златоуст (см. рис. 12.1), который сам провел много времени в монашеских обителях, говорил: «Я желал бы, чтобы не было нужды убегать в пустыни. Но поелику здесь (в Египте) все извращено, и самые города, несмотря на судилища и законы, полны нечестия и пороков, только пустыня приносит богатые дары любомудрия. По всей справедливости следовало бы порицать... тех, кто каждый город сделал до того недоступным и неспособным для любомудрия, что желающие спасения должны удаляться в пустыню».
Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!