Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общая характеристика и параметры правовой действительности



Общетеоретические критерии среды права характеризует права в вечном и постоянном движении и развитии. Право в этом смысле ничем не отличается от всех явлений окружающей действительности. Постоянно развивается и само право, и представления о праве. При всей значимости римского права невозможно сравнивать первоначальное право с современным правом по своим задачам, принципам, функциям, внутреннему строению и т.п.

"Право постоянно трансформируется, подстраиваясь к ритму истории, затормаживая или питая его; благодаря этому право передает особенности своего времени и несет на себе стигматы этой эпохи, когда трансформировалось". Развитие среды права в теоретико-правовом смысле есть естественное и закономерное явление - как развитие самого феномена среды права, так и развитие представлений о нем. Феномен среды права в философско-правовом аспекте парадоксален, ибо противоречит сложившимся стереотипам и представлениям о праве, хотя с точки зрения формальной логики верен.

Для теоретико-правового подхода к познанию среды права характерна непротиворечивость. Непротиворечивость - это основное требование к любому научному знанию и любой строгой теории. Если мы выстраиваем такого рода теорию, которая относительно обособлена от другого знания, то в ней соблюдены определенные правила, в частности, не могут выводиться одновременно некоторое предложение и его отрицание.

Философско-правовое знание о среде права синтетично, теоретико-правовое знание аналитично. Различение аналитических и синтетических суждений восходит еще к кантовской "Критике чистого разума" и основывается на возможности различного отношения между субъектом и предикатом суждений. Логика развития любой науки создает семантические правила языка данной отрасли знания. И правовая наука, и практическая юриспруденция имеют свой специфический язык, свою терминологию, и даже свои жаргонизмы, что обусловлено особенностями мышления юристов, спецификой их понимания окружающей действительности, поэтому правовая "картина мира" в огромной мере задана семантической составляющей языковой системы науки о праве. Тем не менее любое знание, и в первую очередь знание правовое, основывается на онтологических установках, оно содержательно наполнено реальным смыслом и практической значимостью. Все семантические постулаты юридического языка имеют вспомогательное значение и предполагают "служение" правовой онтологии. Правовое знание необходимо для правовой практики, реализующей социально-экономические, политические, культурологические задачи, поставленные цивилизацией, те социальные нормы, которыми оперирует общество, устанавливая свои правила.

Если аналитичность проявляется в факторах, выявляющихся и проясняющихся в результате логического анализа, что заключено в содержании тех или иных имеющихся в наличии, устоявшихся, "готовых" правовых феноменах, то синтетичность проявляется в расширении и умножении познания действительности. Теоретико-правовое знание - начальный этап постижения сути правовых явлений, философско-правовое знание - заключительный этап этого постижения.

Собственно возможность синтетизма обусловлена наличием в сознании исходных мыслительных структур, задающих совершенно определенный способ рассмотрения мира. Они синтезируют, структурируют в чувственном познании и организованный посредством априорных форм созерцания во времени и пространстве материал восприятия и придают синтетическим суждениям априори характер всеобщности и необходимости.

В теоретико-правовом аспекте познание среды права подчинено как принципу фрагментарности, так и принципу всеобщности. Теория права, будучи методологией для всех отраслей права, осуществляет принцип всеобщности, предлагая общую для всех основу, общий язык, без которого представители различных отраслей права слабо понимали бы друг друга. "Именно проявление целого феноменально; нецелое только явлено в отдельности, которая требует связи, ее нахождения или порождения. Эти связи задает не опыт, а наличность целостности, феноменальности существования предмета. Целостность - это на самом деле отождествление схваченной частности, момента с предметом, явлением, процессом в целом".

В то же время теория права как бы передает теоретико-методологическую основу различным отраслям и тем самым распадается на отдельные фрагменты, каждый из которых обладает своей особенностью, имеет свой предмет, свою сферу интересов и в определенной мере если не собственный юридический язык, то собственный "юридический диалект". Принцип фрагментарности "позволяет" различным правовым семьям руководствоваться различными феноменами социального бытия для установления собственных порядков в "своем доме" и т.д.

Философско-правовое познание среды права оперирует принципами универсальности и неуниверсальности и при этом не руководствуется исключительно правовыми категориями, в рамках его рассмотрения исследуется широкий круг вопросов, как имеющих к праву непосредственное отношение, так и весьма далеко отстоящих от чисто правовой тематики. При узкопозитивистском подходе к пониманию права, которое "действует здесь и сейчас", действительно не имеет никакого отношения. Но для того, чтобы понять, почему это право здесь и сейчас действует именно так, а не иначе, следует применить исследование широкого круга вопросов истории, экономики, производственной технологии, религии, морали, национальной ментальности, географических и природно-климатических особенностей, геополитического и военного положения, без которых целостной картины права не будет.

В то же время философско-правовой подход предусматривает рассмотрение лишь определенного круга вопросов именно общего характера, не вдаваясь в частности правовой проблематики, особенно в тех случаях, когда речь идет о совершенно конкретных юридических проблемах. Задачи объять необъятное в рамках философско-правового подхода не стоит, поэтому-то и принцип неуниверсальности столь же актуален, как и принцип универсальности.

В рамках теоретико-правового представления о среде права широко используется принцип системности. Согласно этому принципу буквально все явления, предметы, действительности - суть системы различной степени организованности, строения, сложности и целостности. Принцип системности явно или имплицитно всегда использовался наравне с другими принципами в теории права и юридической практике.

Философско-правовой подход при изучении феномена среды права кроме принципа системности использует принцип калейдоскопичности. Восприятие правовой действительности в целом совершенно не предусматривает рассмотрение каждой отдельной детали и принцип калейдоскопичности, подобно восприятию художников-импрессионистов, способен дать определенный ракурс восприятия мира права.

Таким образом, сравнение философско-правовых и теоретико-правовых познания среды права позволяет выявить закономерности его развертывания как открытой системы, проанализировать возможности широкого понимания права для определения самого феномена среды права.

Список литературы:

Марченко М.Н. Теория государства и права; Москва, 2010. Гл. 1-2.

Философия и методология науки / Под ред. В.И.Купцова. Часть 1. М., Аргус, 2010. (Раздел 3-7).

Радугин А.А., Радугина О.А. Философия науки: общие проблемы. Уч. пособие. Библионика. 2010. (тема 4-6).

Толстик В.А., Дворников Н.Л., Каргин К.В. Системное толкование норм права. М.: Юриспруденция, 2010. с.136





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 479 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...