Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Иконография Божией Матери



Иконография Божией Матери


Благодать Родшагося от Меня и Моя > с сею иконою да будет.

Слова Богородицы, при виде Своей иконы, согласно Священному Преданию

Радуйся, яко Тобою Русь Православная содержится,

Радуйся, яко Тобою род христианский хвалится.

Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.

Песнь Богородице

Благоговейное почитание Богородицы ведет начало от самых первых христиан. Еще во время земной Ее жизни Иисус Христос указал на Нее как на Покровительницу и Заступницу всего христианского рода. Обращаемые в христианскую веру святыми апостолами, обходившими землю с проповедя­ми, новые христиане стремились увидеть Богоматерь собственными глазами. Игнатий Богоносец (архиепископ Антиохийский) был, по Преданию, тем са­мым ребенком, которого взял на руки Христос, говоря: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не можете войти в Царство Небесное». Он писал в письме к апостолу Иоанну Богослову: «Много жен у нас только о том и ду­мают, как бы проехать к вам, чтобы видеть Матерь Иисусову. Достойные доверия люди поведали нам, что в Ней, по Ее великой святыне, человеческое естество кажется соединенным с ангельским. И все такие слухи возбудили в нас безмерное желание видеть это небесное чудо». Дионисий Ареопагит, приезжавший из Афин в Иерусалим, чтобы увидеть Богоматерь, так писал о своей встрече с Ней своему учителю апостолу Павлу: «Исповедую пред Бо­гом, когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был при­веден пред Лицом Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого востор­га, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и небесной славы. От Ее благодати изнемог­ло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои на­ставления, я бы счел ее Истинным Богом».

С самых первых веков принятия христианства на Руси любовь и почитание Богоматери глубоко вошли в душу народа. В истории христианства немного стран ощущали такую тесную связь с Богородицей и ее покровительство, как Россия.

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Персоналии» *-i об апостоле Иоанне Богослове

tiiM ________________________________________________________________________________________ ____ „_^______________

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Глоссарий» об апостолах



Включи компьютер и прочитай в рубрике "Основная хрестоматия» фрагмент «Покровительство Богородицы» из книги С. В. Перевезенцева «Россия. Великая судьба»


Молитвенное почитание Богородицы неразрывно с православным богослужени­ем. Кроме прямых Богородичных празд­ников и дней, каждое богослужение со­держит в себе бесчисленные молитвенные обращения к Богородице.

Образ Богородицы в иконописи Руси занимает совершенно особое место. Ее иконы предстоят и в иконостасе пра­вославного храма, и в разных местах его, и в домах верующих. Из всего рода чело­веческого Она единственная переступи­ла грань, отделяющую время от вечнос­ти, и достигла той цели, которая стоит перед всеми людьми, — полного преобра­жения всего человеческого естества, и теперь вместе с Сыном Иисусом Хрис­том правит миром.


Рис. 11.22. СофияПремудрость

Божия и чудотворные иконы

Богоматери (Икона Богоматери

«Избавление от бед страждущих»)


Включи компьютер и прочитай в рубрике «Глоссарий» о богослужении, Богородничных праздниках, молитвах и иконостасе

Во все времена иконописцы пытались передать на иконах Богородицы всю красоту, нежность, достоинство и величие Ее Лика и Божественной силы. Канон иконописи Богородицы установился в глубокой древности и оконча­тельно сложился к V-VI вв. Изображение Ее Лика строгими правилами не регламентирова­лось. По Преданию, сохраненному историком Никифором Каллистом, Богородица была роста среднего или немного более среднего, волосы имела златовидные, глаза быстрые, как бы цве­та маслины, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, кисти рук и пальцы длинные.

Рис. 11.23. Евангелист Лука, пишущий икону Богоматери. Середина XVI в.
Вы знаете, что первые иконы Богородицы были написаны при Ее земной жизни еванге­листом Лукой. Считается, что он написал их три: на одной изображается, как Мать и Младе­нец Иисус нежно ласкают друг друга (список с нее стал известен на Руси под именем Влади­мирской иконы Божией Матери и является


главнейшей православной святыней России); на другой Божия Мать и Младе­нец обращены прямо к зрителю, Она поднимает правую руку в форме моле­ния к Сыну, который одной рукой держит свиток с учением, а другой благо­словляет людей в ответ на мольбу Матери; третья изображала Богоматерь, мо­лящуюся за людской род, без Младенца.

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Персоналии» о святом евангелисте Луке

Рис. 11.24. Икона Божией Матери Владимирская
Богородица, увидев Свою икону, одобрила ее и сообщила Ей Свою Благодатную Силу: «Се от ныне ублажат Мя ecu роди. И на ту зрящи глаголала ecu со властию: с сим образом благодать Моя и сила». Так, Богородица еще при жизни разрешила обра­щаться к Ней через Ее иконы и почитать Ее через почитание Ее святых икон, утвердив их чудотвор-ность. В настоящее время в Русской Церкви девять икон Богородицы, приписываемых апостолу Луке: Владимирская (см. рис. 11.24), Виленская, Тихвин­ская, Смоленская Одигитрия, Холмская, Корсун-ская, Иерусалимская, Филермская, Милостивая. Приписываемые апостолу Луке иконы, разумеется, являются списками с образов, писанных когда-то са­мим святым Лукой, они носят характер его письма и облечены его авторитетом. Иконы, написанные непосредственно рукой апостола Луки до нашего времени, к сожалению, не сохранились.

~ТГ~\\ Включи компьютер и прочитай в рубрике «Галерея» об иконах Богородицы: Владимирской,
Виленской, Тихвинской, Смоленской Одигитрии, Холмской, Корсунской, Иерусалимской,
Филермской и Милостивой
________________________________________________

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Основная хрестоматия» фрагмент «Как апостол Лука писал Богородицу» из книги инока Григория Круга «Мысли об иконе»

Кроме икон, написанных апостолом Лукой при жизни Богородицы, согласно Священному Преданию, существует нерукотворный образ Богома­тери, явленный на столпе храма, построенного святыми апостолами Петром и Иоанном Богословом в городе Лидда. Они просили Богородицу освятить их храм, на что Она им ответила: «Идите и радуйтесь, там и Я с вами буду». По возвращении в храм святые апостолы увидели на его столпе об­раз Богородицы.

За десять веков, прошедших со времени Крещения Руси, русскими иконописцами было создано множество икон Богородицы. Иконы Богомате­ри отличаются от икон других святых разнообразием иконографических ти­пов. Календарь Русской Православной Церкви насчитывает 227 икон Богоро-


•i


S0),

«ш%



дицы, прославленных чудесами. В русской иконографии Богоматерь обычно не имеет страдальческих черт, но Она всегда в печали. Печаль эта бывает раз­ной: то скорбной, то светлой, но всегда исполненной душевной ясности, муд­рости и большой духовной силы. Л. А. Успенский в книге «Богословие ико­ны Православной Церкви» определяет основные черты русских икон Богома­тери следующим образом: «Богородица может торжественно «являть», Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддержи­вать ЕгоОна всегда полна благоговения, поклоняется Своему Божествен­ному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы. Лиричность, просветленность и отрешенностьвот главные черты, характерные для изображения Богородицы на русских иконах».

Включи компьютер и посмотри видеолекцию "Элементы иконографии Богородицы"

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Персоналии» о святом апостоле Петре

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Дополнительная хрестоматия» фрагмент
«Первые иконы Спасителя и Божией Матери» из книги Л.
А Успенского «Богословие
Иконы Православной Церкви»
____________________________________________________

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Специальная хрестоматия» фрагмент
«Метафизика в иконографии Богородицы» из статьи Ю. С. Владимирова «Метафизические
мотивы в православной иконописи»
____________________________________

Как в иконографии Иисуса Христа, так и в иконографии Богородицы выделяются основные типы изображений. Разные исследователи указывают различное количество основных типов иконографии Богоматери. Это связано с тем, что разные исследователи иконографии зачастую включают один или несколько типов икон Богоматери в качестве частных случаев в один наибо­лее общий тип, при этом за основу берутся типы иконографии, пришедшие на Русь из Византии. Чтобы облегчить вам знакомство с иконографией Бого­матери, мы будем рассматривать более подробную классификацию типов ико­нографии. Итак, на сегодняшний день существуют следующие основные пра­вославные русские иконографические типы изображения Богородицы:

1. «Одигитрия» («Путеводительница»).

2. «Елеус» («Умиление»).

3. «Оранта» («Молящаяся»).

4. «Панагия» («Всесвятая»).

5. «Знамение».

6. «Панахранта» («Всемилостивая»).

7. «Агиосоритисса» («Заступница»).

8. Акафистные изображения.

Рассмотрим подробнее перечисленные типы иконографии Богородицы.


В


1. «Одигитрия» («Путеводительница»)

Слово «Одигитрия» по-гречески означает «Путеводительница». В самом этом слове заложен основной богословский смысл всех Богородичных икон — Матерь Божья ведет людей к Христу из тьмы в чудный свет Божий. Пресвя­тая Богородица на этом пути является Помощницей каждого христианина. Сначала Она явилась мостом для прихода Спасителя Иисуса Христа в мир, а теперь Она — мост для людей на пути к Нему, Она несет молитвы христи­ан к Сыну и является перед Ним главной Заступницей за людской мир.

«Одигитрию» изображали в полный рост или поясной. Иконографичес­кая композиция такова: фигура Богоматери представлена фронтально или с небольшим наклоном головы, на одной Ее руке восседает Младенец Христос, другой рукой Она чаще всего указывает на Него, как бы говоря, что путь ис­тинный — это путь к Христу. Младенец одной рукой благословляет Мать, в Ее лице и всех людей как Истинный Глава Церкви, а другой рукой держит свернутый свиток — закон Его учения. Изображения на иконах этого типа строгие, головы Христа и Богоматери не касаются друг друга.

На Руси «Одигитрия» получила распространение сразу же после приня­тия Русью Крещения. Русские варианты иконографии этого типа были назва­ны по месту их создания или по месту чудесного явления: Смоленская, Тих­винская, Иерусалимская, Иверская и т. д.

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Галерея» об иконах Божией Матери: Смоленской, Тихвинской, Иерусалимской, Иверской, «Троеручнице» и «Споручнице грешных»

f:'--. "
Рис. 11.25. Икона Божией Матери Смоленская
Смоленская икона Богоматери (рис. 11.25) является наиболее древним и торжественным типом поясной «Одигитрии». Богоматерь на ней изображается чуть повернутой к Младенцу, пра­вая рука перед грудью, левая поддерживает бла­гословляющего Младенца. Голова Младенца изображается строго прямо. Смоленская икона является древнейшей из прославленных чудеса­ми на Руси и одной из самых чтимых. Шестнад­цать списков с нее прославлены чудотворением в городах и монастырях России: Белгородская, Устюженская, Кирилло-Белозерская, Ярославс­кая, Новгородская, Костромская и другие. О том, какие чудеса по спасению Руси являла Смоленская икона Вожией Матери и какую роль для России она сыграла, вы узнаете из материа­лов основной и специальной хрестоматий.



Включи компьютер и посмотри видеолекцию «Иконы Богородицы«Одигитрия»


       
 
 
   


Включи компьютер и прочитай в рубрике «Основная хрестоматия» статью «Смоленская икона Богоматери»

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Дополнительная хрестоматия» статьи «Иверская икона Божией Матери», «Тихвинская икона Божией Матери» и «Троеручница»

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Специальная хрестоматия» фрагмент «Смоленский Давид» из книги Ю. П. Михайлова «Нравственный образ истории»

2. «Елеус» («Умиление»)

Изобразительный канон иконографии типа «Елеус» сложился в Визан­тии в XI веке. Особенное распространение получил вариант иконы, где Бого­матерь держит на руках Сына, припавшего к Ее щеке. Склонив голову, Бого­родица поддерживает Младенца, обнимающего Ее за шею. В этой композиции заключена глубокая богословская идея: Богородица не только Мать, ласкаю­щая Сына, но и Душа, находящаяся в близком общении с Богом. Икона пе­редает и полное нежности общение Матери с Сыном и символизирует полно­ту любви между Богом и человеком.

Слово «Елеус» по-гречески означает «Милостивая», так в Византии ве­личали Саму Богородицу и многие из Ее икон. На Руси этот тип икон полу­чил наименование «Умиление», так как ничего не может более умилять душу человека, чем бездна нежности в ласке Матери и Младенца.

Тип иконографии Богородицы «Умиление» находил особый отклик в сердцах русских людей. Высокая скорбь Богородицы, приносящей в мир же­стокости и страданий Сына, идея жертвенного служения своему народу были близки и понятны русскому человеку.

Отличительной чертой икон типа «Умиление» является мафорий Бого­родицы преимущественно темно-красных (иногда золотых) оттенков с тремя звездами, одна из которых закрыта фигурой Младенца Иисуса, что символи­зирует Воплощение Второй Ипостаси Святой Троицы — Бога Сына. А также нимб вокруг головы Богородицы, в отличие от нимба вокруг Младенца Иису­са, не содержит вписанный крест. Во всех этих иконах Богоматерь в основном представлена в поясной композиции, хотя в некоторых иконах встречается оплечная, например в Корсунской иконе Богоматери.

Древнейшим на Руси образом Богоматери типа «Умиление» является Владимирская икона Богоматери.


ч-о^-ъ

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Дополнительная хрестоматия» статью «Корсунская икона Божией Матери»

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Специальная хрестоматия» статью «Знамение
ужасно и преславно и како спасен бысть град Москва от нашествия безбожных тотар иже
к Богу молитвами Пречистыя Богородицы и великих чюдотворцев русских. И како Божьим
пособием сами безбожнии побегоша»
________________________________________

Кроме Владимирской иконы Богоматери известными и почитаемыми иконами этого типа на Руси были Волоколамская, Донская (см. рис. 11.26), Феодоровская, Почаевская, «Достойно есть» и некоторые другие.

Донская икона Богоматери, как вы уже знаете, получила свое имя в связи с тем, что Дмитрий Дон­ской брал ее с собой, идя сражаться с татарами на Куликовом поле. После победы над войском Ма­мая икона была поставлена в Успенском соборе горо­да Коломны. Перед этой иконой молился Иоанн Гроз­ный, отправляясь покорять Казанское ханство. Она участвовала и в великом молении москвичей и воинов при осаде Москвы в 1591 году крымскими татарами.

Рис. 11.26. Икона Божией Матери Донская
Донская икона Божией Матери близка к Вла­димирской иконе, однако в ней более непосред­ственно выражена взаимная ласка, соединяющая Мать и Сына. Богородица устремляет на Сына взгляд, полный любви, Ее левая рука нежно касает­ся Его одежды. Младенец прижимается доверчиво к Матери щекой и трога­тельно ставит свои ножки на Материнскую руку. Материнская любовь напол­няет необыкновенным светом весь облик Богоматери. Левая рука ласкающе­гося к Матери Младенца сжимает свиток — знак, принесенного Им в мир учения. Правой рукой Он благословляет Мать, показывая, что Он — Бог.

Включи компьютер и посмотри видеолекцию «Иконы Богоматери«Умиление»

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Персоналии»: | о князе Дмитрии Донском;

о Мамае и царе Иоанне IV Грозном

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Галерея» об иконах Богоматери Волоколамской, Донской, Феодоровской, Почаевской и «Достойно есть»

- Включи компьютер и прочитай в рубрике «Основная хрестоматия» статью «Донская икона Богоматери»

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Дополнительная хрестоматия» статьи «Почаевская икона Богоматери» и «Феодоровская икона Богоматери»


 
3. «Оранта» («Молящаяся»)

Рис. 11.27. Икона Божией Матери «Нерушимая стена». Мозаика. Собор Святой Софии в Киеве
Иконы этого типа встречались уже в катакомбах первых христиан, но оконча­тельно как тип иконографии «Оранта» скла­дывается к IV веку. Богородица на иконах этого типа пишется в полный рост. Такие изображения помещают в верхней части ал­таря православного храма. С одной из пер­вых икон этого типа в Киевской Руси вы встречались при изучении расцвета право­славной культуры времен княжения Яро­слава Мудрого в 5 классе и Киевского Со­фийского собора в 9 классе. Это икона Бого­матери «Нерушимая стена» над алтарем Софийского собора в Киеве (см. рис. 11.27). На ней Богоматерь изображена лицом к мо­лящимся, стоящей в полный рост на четы­рехугольном золотом камне с молитвенно воздетыми руками. Одета Она в си­ний хитон, перехваченный поясом, на котором висит свернутый белый плат, омоченный слезами за человечество перед Христом. Золотое покрывало опуска­ется с Ее головы и навешивается на левое плечо.

В материалах специальной хрестоматии подробно рассказано о впечатле­ниях очевидца от увиденной им «Нерушимой Стены».

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Персоналии» yjj ° Ярославе Мудром

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Глоссарий» об алтаре

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Галерея» о Софийском соборе в Киеве

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Специальная хрестоматия» статью «Икона «Нерушимая стена»

4. «Панагия» («Всесвятая»)

С глубокой древности в изображениях Богоматери Оранты стали распо­лагать на Ее груди диск, в котором в окружении сияния славы находился Младенец Иисус (или Предвечный Эммануил). Это символизировало таин­ственное воплощение, вочеловечивание от Богоматери всемогущего Бога Сына, что дало мощь Владычицы Мира Ей и нерушимую силу Ее молитве. Такой тип икон Богородицы получил название «Панагия» (см. рис. 11.28), что в переводе с греческого означает «Всесвятая».


Особую известность в России приобрела такая чудотворная икона этого типа, как Ярос­лавская Оранта, или Великая Панагия.

Великая Панагия — одна из древней­ших почитаемых русских икон. По Преда­нию, ее написал в начале XII века преподоб­ный Алипий Печерский — первый русский иконописец.

Богородица на иконе предстает подлин­ной Владычицей мира. Величав Ее Лик. Одеж­ды багряно-алого цвета символизируют Ее ве­личие. На груди золотой диск, в котором в све­те вечности изображен Богомладенец Эммануил. В верхних углах иконы — Арханге­лы Михаил и Гавриил.


Рис. 11.28. Икона Богоматери «Великая Панагия (Оранта)»


\'$[/'Ц Включи компьютер и прочитай в рубрике «Персоналии»

о преподобном Алипий Печерском

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Глоссарий» о Предвечном Эммануиле, Архангелах Михаиле и Гаврииле

5.«Знамение»

На Руси иконы типа «Панагия» стали изображать Богородицу по пояс. Как правило, такие иконы находятся в верхней части алтаря православного храма.

Рис. 11.29. Икона Богоматери «Знамение». Начало XX в.
Со временем этот тип икон получил название «Знамение» (рис. 11.29). Происхождение названия связано с известной вам чудотворной защитой пояс­ным изображением Богоматери «Панагия» Новго­рода от суздальцев в ноябре 1169 года. Когда жите­ли осажденного города вынесли на стену икону, одна из стрел нападавших вонзилась в образ Богома­тери. Богородица повернула Лик к городу, и из глаз ее закапали слезы. Новгородский епископ Иоанн воскликнул, увидев слезу Богородицы: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишь­ся перед Сыном Твоим об избавлении града». И во­одушевленные новгородцы отразили суздальские полки.

В России наибольшую известность приобрели такие чудотворные ико­ны этого типа, как Новгородская, Абалацкая, Царскосельская, Курская Коренная и другие.



Включи компьютер и посмотри видеолекцию «Иконы Богоматери«Знамение»

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Галерея» об иконах Божией Матери Новгородской, Абалацкой, Царскосельской и Курской Коренной


 
6. «Панахранта» («Всемилостивая»)

Иконы этого типа объединяет один общий при­знак: Богоматерь изображается сидящей на престоле. На коленях Она держит Младенца Христа. Престол сим­волизирует царственную славу Богородицы.

С одной из самых известных и значимых для Рос­сии икон Богородицы этого типа вы знакомы, так как изучали ранее историю чудесного обретения иконы Бо­гоматери «Державная», которой Богородица показала, что берет Россию под Свое особое покровительство.

Рис. 11.30. Икона Богоматери «Всецарица»
Также в России широкую известность приобре­ла икона «Всецарица» (см. рис. 11.30), написанная в XVII веке в греческом монастыре на Афоне. Она яви­ла собой чудесное исцеление одного юноши от злых чар, после чего засияла. Особенно много чудес от этой иконы связывается с исцелением больных от онколо­гических заболеваний. Список с этой чудотворной

иконы в 1995 году привезли в Московский детский онкологический центр.

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Глоссарий» о монастыре

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Основная хрестоматия» статью «Икона Богоматери «Державная»

7. «Агиосоритисса» («Заступница»)

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, обращен­ной вправо, без Младенца (рис. 11.32). Иногда в Ее руках находится свиток. В православных храмах этот образ Богородицы располагается в Деисусном чине иконостаса и занимает центральное место в трехличной иконе (или слева от иконы «Спас в силах», являющейся центром иконостаса, когда образы трехличной иконы в иконостасе изображаются отдельными иконами).

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Глоссарий» о Деисусном чине и трехличной иконе

К иконам типа «Заступница» часто присоединяют и портретные иконы Богородицы. Наибольшую известность среди икон «портретного» типа в России приобрели такие из них, как «Умягчение злых сердец», «Семистрельная»


и «Умиление», последняя хранилась в келье преподобного Серафима Саров­ского (рис. 11.32).






Рис. 11.81. Богоматерь. XVI в.


Рис. 11.32. Икона Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевская


статьи «Икона

Включи компьютер и прочитай в рубрике «Основная хрестоматия» crai Богоматери «Умягчение злых сердец» и «Икона Богоматери «Семистрельная





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 819 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.02 с)...