Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Для чего необходимо изучать потребности?



Все действия людей, их сообществ, социальных групп и учреждений - это реализация огромного многообразия человеческих потребностей. Все создаваемое обществом разнообразие товаров и услуг направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю цивилизации с ее экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить как громадное поле бит­вы за удовлетворение потребностей. Это потребности и отдельных лиц, и человеческих сообществ — наций, государств, классов, партий. Вполне естественно, что уже у мыслителей древности появилось стремление понять потребности людей, объяснить их, научиться пред­сказывать и пытаться ими управлять.

Классификация потребностей и описание законов их развития связаны с решением многих сложных проблем, не всегда посильных даже современной науке. До сих пор не создано ни полной класси­фикации человеческих потребностей, ни исчерпывающего описания человеческого поведения. Однако очень многое о мире потребностей уже известно. Эти знания опираются на целый комплекс наук (преж­де всего на философию, экономику, социологию и психологию) и ши­роко применяются на практике — в менеджменте, маркетинге, серви­се, в организации связей с общественностью и т. п.

Для каких конкретных целей необходимо специальное изучение потребностей и какие практические проблемы оно позволяет решить?

Во-первых, теория потребностей прямо связана с мировоззрени­ем, составляющим глубинную основу деятельности общества и ин­дивидуального поведения. Какие ценности и потребности важны и весомы для общества или для отдельного человека, а какие являются иллюзорными или незначительными? Какие потребности будут в современном обществе усиливаться, а какие — отходить на второй план и отмирать? По каким законам могут возникать и развиваться новые потребности, какими окажутся средства их удовлетворения? Ответ на эти и подобные им вопросы нужен политикам, бизнесме­нам, менеджерам, сервисологам, врачам, педагогам для планирова­ния своих практических действий.

Во-вторых, наука давно признала, что в человеке присутствуют два взаимосвязанных начала — биологическое и социальное. Как они взаимодействуют и как влияют на развитие потребностей? Как в че­ловеческом поведении сочетаются стремление удовлетворить простые биологические потребности (в пище, одежде и т. п.) и желание удовлетворить потребности более сложные, социальные (в любви и уважении, в знаниях, в реализации своих способностей, в самовыра­жении)? Задача одновременного удовлетворения некоего комплекса биологических и социальных потребностей человека решается практически в любом виде сервисной деятельности.

В-третьих, для работы в сфере сервиса важно понимать, как воз­никают потребности, что управляет их изменениями, почему они именно такие, какими мы их видим. Человек волен пожелать все, что ему вздумается, но, тем не менее, в любой социальной системе по­требности упорядочены и явно формируются по каким-то законам. Каковы законы, управляющие миром потребностей? Что зависит от этих законов, а что — от субъективных желаний человека? Как воз­действовать на эти желания? Проблема взаимосвязи объективных закономерностей развития общества и сознательной деятельности людей — одна из наиболее сложных в учении о человеке и обществе.

Наконец, в-четвертых, потребности имеют глубинную и философскую и психологическую основу — понимание человеком смысла и цели своего существования. Люди обычно не замечают, что все их действия в конечном счете зависят от мировоззрения, системы цен­ностей, представлений о цели и смысле своей деятельности. Эти пред­ставления не только сильно различаются у разных индивидов, но и многократно меняются в течение жизни одного человека. То, что ка­залось важным и ценным для первоклассника, скорее всего, станет ему смешным и непонятным, когда он выйдет на пенсию. Понимание смысла своего существования и вытекающие из этого потребности сильно различаются, например, у ребенка, у женщины — матери боль­шого семейства и у старика. Из-за таких различий этим людям часто бывает очень трудно понять друг друга. (А специалист по сервису должен понимать любого человека, который может к нему обратиться). Французский писатель, лауреат Нобелевской премии Альбер Ка­мю, один из классиков философии экзистенциализма (подробнее это философское направление мы рассмотрим в главе 3, § 1), даже утвер­ждал, что концепция смысла жизни оказывается для человека гораз­до важнее, чем всевозможные научные знания об окружающем мире. «Галилей, обладавший весьма значительной научной истиной, легче легкого отрекся от нее, как только над его жизнью нависла угроза, — писал Камю. — В известном смысле он поступил правильно. Истина его не стоила того, чтобы сгореть за нее на костре. Вращается ли Зем­ля вокруг Солнца или Солнце вокруг Земли — все это глубоко без­различно. Сказать по правде, вопрос этот просто-напросто ник­чемный. Зато я вижу, как много людей умирает, придя к убеждению, что жизнь не стоит труда быть прожитой. Я вижу других людей, ко­торые парадоксальным образом умирают за идеи или иллюзии, при-" дававшие смысл их жизни (то, что называют смыслом жизни, есть одновременно великолепный смысл смерти). Следовательно, я при­хожу к заключению, что смысл жизни и есть неотложнейший из во­просов»1. Экзистенциалисты предложили свое теоретическое по­нимание смысла существования отдельного человека и общества в целом. Перед сервисологами-практиками стоит в чем-то более слож­ная задача: понять меняющиеся представления о смысле своего су­ществования у каждого отдельного человека (и ребенка, и взрослого, и пожилого человека), проанализировать зависящую от этих пред­ставлений систему потребностей и предложить эффективные, взаи­мовыгодные технологии удовлетворения этих потребностей.

1 Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде // Камю А. Творчество и свобода. Сборник. М.: Радуга, 1990. С. 31.

В нашем учебном пособии ставится задача проследить, как совре­менная наука обсуждает и решает очерченный выше круг проблем. Далее в первой главе будут Сформулированы основные понятия тео­рии потребностей, В главе второй дается краткое описание наиболее интересных подходов к проблеме человека и его потребностей, воз­никших в истории цивилизации. В главе третьей кратко оценивают­ся итоги развития этих взглядов и излагается современная философ­ская концепция человека. На основе этой концепции в четвертой главе начинается описание современных представлений о человече­ских потребностях. Здесь они рассматриваются на самом общем, фи­лософском уровне — как потребности биологические и социальные,

индивидуальные и общественные, материальные и духовные, рутин­ные и творческие. В пятой главе будут показаны экономические ме­ханизмы удовлетворения и развития потребностей. В главе шестой потребности рассматриваются через призму отдельной человеческой личности, то есть со стороны индивидуальных психологических ме­ханизмов их формирования и реализации. В главе седьмой кратко описываются основные методы удовлетворения наиболее значимых потребностей.

При Изложении материала мы будем опираться на уже изучен­ный ранее курс «Сервисная деятельность»1.

1 См., например: Сервисная деятельность: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. К Романо­вич. 3-е изд. СПб.: Питер, 2005.

Основные понятия теории потребностей. Потребности и сервисная деятельность

Любая научная концепция формулируется, как известно, с помощью системы понятий. Эти понятия, с одной стороны, обобщают име­ющиеся на данный момент знания об объекте исследования. С дру­гой стороны, только строгое определение научных понятий дает воз­можность корректно ставить, обсуждать и решать новые проблемы. Поэтому и рассмотрение человеческих потребностей целесообразно начать с точного определения основных понятий, которыми мы бу­дем пользоваться при дальнейшем изложении.

В обыденной речи с категорией потребности сближают прежде всего понятия «нужда», «желание», «прихоть», «стремление», «вле­чение». Уточним, в каком смысле мы будем использовать эти тер­мины.

Желание или стремление — это внешнее выражение потребно­сти, которая осознана человеком. Близкое к ним понятие прихоть обозначает желание, в котором преобладает субъективный момент, каприз. Иными словами, прихоть не имеет под собой достаточных объективных, разумных оснований. В противоположность желанию или прихоти, нужда — это обедненная, упрощенная потребность, имеющая чисто объективный неотлагательный и повелительный ха­рактер. В нужде преобладает объективный компонент, который оп­ределяется законами природы и человеческого организма, а не сознательным выбором или субъективными пристрастиями человека. Поэтому говорят, например, что потребности в пище, одежде, жи­лье — это нужды (человек нуждается в них), а потребность в изы­сканных блюдах, элитных автомобилях — это желания или капризы. Они зависят не от жесткой необходимости выживания организма, а от субъективных пристрастий и вкусов, не являющихся необходи­мыми для существования человека.

Наконец, саму потребность можно определить несколькими спо­собами. Так, ее рассматривают как «побуждающее к деятельности со­стояние субъекта, направленное на преобразование и присвоение предметов и явлений внешнего мира для поддержания оптимальных взаимосвязей со средой»1. Мы уже видели, что в потребности объе­динены два компонента — объективный и субъективный. Объектив­ная сторона потребности обусловлена свойствами внешнего мира и человеческого организма, а субъективная сторона определяется са­мим человеком, который осознает существующую объективно, т. е. независимо от его воли реальность. Понятно, что осознание тех или иных явлений и обстоятельств может быть разным — правильным или ошибочным, полным или неполным, своевременным или запо­здалым. Кроме того, потребность зависит от мировоззрения, системы ценностей данного человека и т. п. Наличие этого субъективного компонента и приводит к тому, что в одной и той же ситуации у раз­ных людей возникают разные потребности. Поэтому лучше всего рассматривать потребность как «единство объективной предраспо­ложенности и субъективного побуждения»2. Наиболее удачным яв­ляется такое определение потребности.

Потребность — это состояние человека, складывающееся на ос­нове противоречия между имеющимся и необходимым (или тем, что кажется человеку необходимым) и побуждающее его к деятельности по устранению данного противоречия3.

1 Фетискин В. В. Потребности. Деятельность. Личность. Социально-философское ис­следование. М.: РГАЗУ, 2001. С. 8.

2 Там же, с. 18.

3 Михайлов Н. Н. Социализм и разумные потребности личности. М.: Политиздат, 1982. С. 30; Сервисная деятельность: Учеб. пособие / Под общ. ред. В. К. Романович. Указ. изд. С. 17.

Соотношение понятий «нуж­да», «потребность» и «желание» можно представить в виде схемы (рис. 1).





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 4073 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...